светлана громова
Обобщение опыта работы старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности»
Содержание
Условия возникновения и становления опыта.
Актуальность и перспектива.
Ведущая идея.
Теоретическая база.
Новизна опыта.
Технология опыта.
Результативность.
Используемая литература
Условия возникновения и становления опыта :
Публикация «Обобщение опыта работы старшего воспитателя» размещена в разделах
Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?
Жизнь дошкольника – это не подготовка к школе, к жизни, а уже жизнь! Но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей. Поэтому нужно:
1 создать в дошкольном учреждении соответствующие условия, чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса;
2 продумать организацию воспитательно-образовательного процесса;
3 найти новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями;
4 создать условия для разнообразной детской деятельности.
Обоснованием выбора приоритета художественно-эстетического направления послужило:
-связь с детской школой искусств, с краеведческим музеем, домом детского творчества, домом культуры;
-неплохая материальная база дошкольного учреждения;
- молодые, увлеченные, творческих воспитатели.
Актуальность и перспектива
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования РФ», требованиям ФГОС, а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ.
В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Ведущая идея:
Эстетическое воспитание, оказывает сильное воздействие на ребенка ; способствует формированию у детей разнообразных способностей – как художественных (художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждения и положительные отношения к окружающему и искусству, к художественной деятельности, так и интеллектуальных.
Теоретическая база
Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей. Это означает что педагоги начинают видеть результаты свое деятельности в развитии личности каждого ребенка его творческого потенциала, его способностей.
Опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Т. С. Комаровой; кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического воспитания Московского государственного педагогического университете М. Б. Зацепиной; кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Е. К. Ривиной.
Мною были изучены и использованы публикации и программа эстетического воспитания "Красота, Радость, Творчество" авторы: авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.
В опыте представлена реализация форм, методов, организация работы с педагогами, детьми, родителями по художественно-эстетическому развитию детей.
Новизна опыта
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей, к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, предметной, природной среде. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка, уровня подготовки, мастерства и способностей педагога.
Содержание нового учебно-воспитательного процесса требует от педагога соответствия новым требованиям. Наряду с традиционными формами работы педагоги используют нетрадиционные формы проведения занятий (на свежем воздухе, экскурсиях, проводятся игры. В работе с детьми используется личностно-ориентированное взаимодействие. В образовательный процесс включают два основных составляющих блока:
1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
2. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Организуются занятия в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение детей к деятельности ;
• свободное общение и перемещение во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);
• открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающий широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.
Технология опыта
Цель:
Создание системы работы по художественно-эстетическому развитию личности ребенка.
Задачи:
• изучить программы, их взаимосвязь и возможность реализации на практике;
• обеспечить методической литературой, специальными пособиями и наглядным материалом;
• создать предметно-развивающее пространство, позволяющего развитие творческого потенциала ребенка;
• координировать работу ДОУ с другими учреждениями (музеем, ДДТ, библиотекой и т. д.);
• активизировать участие родителей и детей.
Коллектив дошкольного учреждения работает над совершенствованием художественно-эстетического развития детей. Работа предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателей, заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно–эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса. Особое значение придаем развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка: его способности активно познавать и творчески преобразовывать мир, проявлять свое отношение к нему, быть ответственным за свои действия и суждения.
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями Основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
.
Результативность
Создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию. В достаточном количестве имеется методическая литература, специальные пособия и наглядный материал по художественно-эстетическому развитию. Организована богатая предметно-развивающая среда, способствующая развитию творческого потенциала детей. Результатом работы по данному направлению является повышенный интерес педагогов к данной теме.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики. Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Активно участвуют в районных выставках детского творчества. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Дети, выпускники ДОУ, продолжают посещать занятия районных кружков в доме творчества, в школе искусств, музыкальной школе.
Используемая литература
Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина Программа эстетического воспитания : " Красота,радость, творчество" 2002г.
Т. С. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду" Программа и методические рекомендации. 2006г.
Т. С. Комарова "Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе" 2002г.
Т. С. Комарова "Детское художественное творчество" Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2005г.
Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова, Л,И,Иванова "Изобразительнле искусство в детском саду и школе" 1999г.
Справочник Старшего воспитателя №3 2007г.
А. А. грибовская "Ознакомление дошкольников с графикой и живописью"
Т. Н. Доронова "Дошкольникам о художниках детской книги" 1991г.
Т. Н. Доронова " Программа Радуга"
Т. Н. Доронова "Из ДОУ в школу" 2007г.
Материалы из интернета.