Виктория Волгина
«Двенадцать месяцев». Конспект логоритмического занятия с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логоритмического занятия с использованием ИКТ
"ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ" (по мотивам сказки С. Маршака)
Цель: Преодоление речевых нарушений у детей через развитие и коррекцию двигательной сферы в сочетании со словом и движением, музыкой, коррекция эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
Оздоровительные:
• укреплять костно-мышечного аппарат;
• развивать физиологическое и речевое дыхание;
• снижать психологическую закрепощенность, снимать эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.
Образовательные:
• развивать пространственную организацию движений;
• развивать ловкость, силу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
Воспитательные:
• формировать умения создавать и поддерживать воображаемую ситуацию и умение перевоплощаться;
• формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
Коррекционные:
• развивать слуховое внимание, фонематический слух;
• развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
• повышение психологической компетентности родителей;
• взаимодействие родителей с детьми в коррекционном занятии;
Оборудование: интерактивная доска, презентация по сказке "12 месяцев", аудиосистема, диски со спокойной музыкой, аудиозапись звуков природы (шум дождя и ветра, аудиозапись музыкальных игр, корзины, цветы
Презентация показывается на протяжении всего занятия.
Ход занятия.
Дети подскоками забегают в зал и встают в круг
I. Организационный момент.
МР : Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? (Зима) А какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год). Все мы знаем, что под Новый год слу
чаются разные чудеса. Вот и сегодня мы предлагаем вам отправиться в волшебную сказку. Но для начала давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся.
Коммуникативная игра «Мы идем с тобой по кругу»
II Основная часть.
Логопед: Сегодня мы вам расскажем сказку о братьях-месяцах. Сколько всего времен года? А месяцев в году? (дети отвечают). Идут они всегда друг за другом и никогда не встречаются. Мы расскажем, как их зовут.
Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев».
А сейчас запоминай: Дети грозят указательным пальцем
Это март, апрель и май,- Загибают пальцы на правой руке
Три сыночка-месяца Поднимают вверх три пальца
У весны кудесницы.
Шаловливы и ловки Хлопают в ладоши
Лета красного сынки:
Вот июнь, июль, за ним Отводят в сторону одну руку, потом другую
Август рыбку ловит им. Складывают ладони, изображают рыбку
Вот прошли весна и лето. Шагают пальцами правой руки по ладони левой
Осень в золото одета – Ставят руки на пояс и поворачиваются в стороны
На дворе сентябрь, октябрь, Руками фонарики
С дождиком всегда ноябрь. Стучат палец одной руки по ладони другой
У зимы же, посмотри, Козырек рукой вправо-влево
Дети, есть их тоже три: Поднимают три пальца
Декабрь, январь и февраль Загибают по очереди пальцы
Одели все в снежную шаль. Плавные движения «лыжник»
Логопед: Но рассказывают, будто в сказке жила одна девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Однажды под Новый год капризная королевна захотела получить в подарок под новый год подснежники и издала указ, пока не будет подснежников, Новый год не наступит, а тому, кто их добудет обещала награду. Но разве подснежники растут зимой? (ответ детей). А когда распускаются подснежники? (в апреле).
В одной деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Ребята, кто такая падчерица? (Ответы детей) Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить. Услышала она о приказе королевны и захотела получить вознаграждение. Приказала злая мачеха сходить падчерице в лес и набрать подснежников.
МР: Делать нечего. Взяла девочка корзину и отправилась в лес.
Чистоговорка «Зима» с элементами пальчиковой гимнастики
(Логоритмика, И. Костичева, тема «Зима», стр. 60)
Упражнение на развитие навыков отраженной речи «Эхо». Каждая строчка повторяется два раза (первый раз-взрослый, второй раз-дети)
1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Я с морозами иду.
Дети шагают указательным и средним пальцами правой руки по ладони левой.
2. Но-но-но, но-но-но.
Будет снежно и темно.
Перебирают растопыренными пальчиками. На последнем слове закрывают ладонями глаза.
3. Ве-ве-ве, ве-ве-ве.
Со снегами в рукаве.
Дети вытягивают руки вперед, вкладывая левую кисть в правую и наоборот.
4. Ни-ни-ни, ни-ни-ни.
Двери шире распахни.
На каждое ни пальчики правой и левой руки поочередно соединяются, разводят руки в стороны.
5. Е-е-е, е-е-е.
Я исчезну по весне.
Ладонями вверх-вниз, переворачивать перед собой, спрятать руки за спину.
МР: Зашла падчерица в самую чащу леса.
Фонопедическое упражнение «В лесу».
(тихо звучит музыка ветра)
Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.
Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а»)
Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у»)
Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а-а-а»)
Страшным голосом ухает филин. (Произносят «ух-ух»)
МР: Увидела по дороге дом оленя.
Музыкальная игра "У оленя дом большой".
Логопед: Вся замерзла, греет своим дыханием руки.
Логопедическая гимнастика.
1. «Греем руки». Вытянуть губы вперед «трубочкой» и продолжительно дуть на ладони. Упражнение прививает навык выпускать длительную направленную воздушную струю.
2. «Греем нос». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Упражнение учит направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
3. «Греем щеки». Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Упражнение укрепляет мускулатуру щек, развивает координацию движений и умение переключаться.
Логопед: Пошла падчерица дальше, а вокруг ёлочки да пенёчки.
Музыкальная игра "Ёлочки-пенёчки".
МР: Темно в лесу. Вдруг видит девочка: вдали мелькает огонек. Пошла она на этот огонек.
Двигательные упражнения «Мы идем».
Устали идти, давайте сядем на стульчики.
Наши глазки отдыхают,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Отдыхают…
Засыпают…
Напряженье улетело,
И расслабленно все тело…
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Открыли глазки, улыбнулись друг другу.
Логопед: Вышла девочка на полянку. А там сидят братья-месяцы: три старика, три пожилых человека, три молодых и три мальчика. Самый высокий, самый бородатый старик спросил у падчерицы, зачем пришла она к новогоднему костру, около которого раз в году все месяцы встречаются. Рассказала девочка, что мачеха послала ее в лес за подснежниками и не велела без них домой возвращаться. Пожалели ее месяцы. Решили уступить место месяцу апрелю на час.
Сначала стукнул своим посохом месяц январь (ребенок в шапочке):
Ребенок 1: Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы,
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
МР: Тихо стало в лесу. Падчерица ладошки свои растерла и сразу согрелась.
Музыкальная игра "А на улице мороз".
Логопед: Тут стукнул посохом февраль и загудел:
Ребенок 2: Ветры, бури, ураганы.
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
Логопед: Зашумел в ветвях ветер, закружились мокрые хлопья.
Танец снежинок или пластический этюд или шумовой оркестр
Логопед: Взял мальчик март посох и ударил им о землю, звонко закричал во весь свой мальчишеский голос:
Ребенок 3: Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед.
Будто раскололи.
Логопед: И месяц апрель тут как тут.
Ребенок 4 (апрель): Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
МР: Увидела тут падчерица зайчиков.
Музыкальная игра с клавесами «Эхо» (Т. Марчук «Повторяшки)
Логопед: Под ногами у девочки мягкая весенняя земля. Кругом капает, журчит, течет. А под ногами подснежников видимо-невидимо. Побежала падчерица собирать цветы.
Упражнение на сенсорного восприятия «Собери подснежники»
(собирают подснежники разного цвета в корзины соответствующего цвета и в том количестве, сколько указано на ведре. Можно заменить цветы на разноцветные шары).
Логопед: Поблагодарила девочка братьев-месяцев. Январь стукнул посохом и построил для нее ледяной мосток до самого дома. Снова пошел снег, закружилась кутерьма.
Музыкальная игра «Снег, лед, кутерьма»
Логопед: Вернулась падчерица домой, отдала подснежники. А мачеха, знай, ругается: «Надо было у каждого месяца чего-нибудь попросить — ягод, грибов, груш». Решили в лес отправиться мачеха с дочкой. По ледяному мосту быстро добежали они до заповедной поляны и стали требовать: «Ну-ка, давайте нам подарки». Ребята, а что они могли попросить у июня-месяца? (июнь-месяц пусть землянику даст). А что у июля месяца? (июль — огурцов) А у августа? (яблок да груш, грибов). А чем богат сентябрь? (грибы, орехи, овощи) спелых.
Январь строго им сказал: «Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой». Но мачеха с дочкой требовали себе подарки. Тогда рассердился январь, стукнул волшебным посохом и сказал: «Ищи лета зимой!» Поднялась тут метель, закружила мачеху с дочкой.
С той поры падчерица живет одна. Около дома у нее сад, да такой чудесный. Раньше, чем у всех, расцветают в этом саду цветы, поспевают фрукты. Говорят, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят. А Новый год все-таки наступил.
«Новогодний хоровод»
III Заключительная часть, рефлексия.
Дети отвечают на вопросы:
- как называется сказка, в которой мы побывали?
- Кто её автор? (С. Я. Маршак)
- Что волшебного и необычного случилось в этой сказке?
- Сколько времен года? (перечислить)
- Сколько месяцев в году? (перечислить)
- Почему братья-месяцы пожалели девочку и помогли ей?
- Когда происходили эти события? Какой был месяц? (Накануне нового года, декабрь)
- Какие месяца уступили место апрелю? (январь, февраль, март)
- Почему месяцы не одарили подарками мачеху с дочкой?
Игра «Наоборот»
Дочь Падчерица
Грубая Ласковая
Ленивая Трудолюбивая
Злая Добрая
Жадная Щедрая
Наглая Скромная
Невежда Вежливая