Екатерина Королькова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование игр в песок
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста через использование игр в песок.
Задачи:
• продолжать обучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
• способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
• активизировать словарный запас детей по разным темам;
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование игр в песок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
• используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
• пробуждать речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
• помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
• развивать речь, память, воображение, мышление, фантазию детей;
• вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи игры в песок являются незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают воспитанникам быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм. Через игры в песок у детей формируются помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение».
В своей работе по развитию связной речи мы используем как вспомогательное средство игры с песком. Игра с песком одна из форм естественной деятельности ребенка, это то, чем ребенок любит заниматься, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, такие как: восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние малыша, в игре с песком ребенок учится проговаривать свои ощущения, прислушиваться к себе. Что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок учится понимать себя и других, получает первый опыт самоанализа.
Преимущества игр с песком сводятся к следующему:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- способствуют расширению словарного запаса;
- способствуют развитию связной речи;
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей, уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи.
С детьми обговорили и постарались запомнить правила поведения при играх с песком:
• Песок из песочницы выбрасывать нельзя;
• Бросать песок в других или брать его в рот нельзя;
• После игры дружно убираем все игрушки на свои места;
• Обязательно после игры в песке моем ручки.
Каждое занятие начинается с ритуала «входа»:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
И заканчивается ритуалом «выхода»:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
Ребятам очень нравится играть в песок. В своей практике я использую такие упражнения, как:
«Необыкновенные следы»,
«Топчем дорожки»,
«Пальчики гуляют»,
«Волшебные отпечатки на песке»,
«Во саду ли, в огороде»,
«Узоры на песке»,
«Песочные прятки»,
«Сеем, сеем»,
«Цветные заборчики»,
«Песочный круг»,
«Волшебное превращение».
Осенью был реализован проект на тему «Использование игр с песком для развития связной речи с дошкольниками младшей группы».
Цель проекта: Развитие речи через игры с песком и обогащение игрового опыта у детей.
Задачи проекта:
– формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;
– Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)
– развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;
– развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
– развитие мелкой моторики и координации движений;
– обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;
– формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.
Проект проходил в 3 этапа.
I этап. Подготовительный.
Цель: Определение оптимальных методов и форм работы в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
II этап. Основной.
Реализация проекта.
Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана, символическое обозначение неба, воды и земли. Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Работа игр с песком распределена по темам:
«Чувствительные ладошки»
«Секреты сухого и мокрого песка»
«Познавательные игры на песке для развития связной речи детей»
III этап. Заключительный
1. Создание фотовыставки игр с песком.
2. Каталог игр с песком для развития речи.
3. Подбор стихов, потешек, сказок.
4. Взаимодействие с семьей – участие родителей и детей в играх с песком.
Результативность: Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени поспособствовал у детей развитию связной речи, умение стоить содержательный монолог и диалог, демонстрировать речевое творчество, умение описывать тот или иной предмет, развил их познавательные способности и интерес к исследовательской деятельности.
Используемая литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ИСП иП, 1998.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О. А. Новиковская. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005