ирина федотова
Формирование основ здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Автор: Федотова И. А., воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик», р. п. Духовницкое, Саратовская область
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни» размещена в разделах
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы воспитатели группы должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в группе, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях ДОУ. Целостность педагогического процесса в группе обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка- проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Мы воспитатели проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, ходьба по массажной дорожке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.
Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление работы по формированию ЗОЖ у детей. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в группе осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.
Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем ее в своей работе.
Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Название здоровьесберегающей
технологии Время проведения в режиме дня, периодичность Результат
1. Динамические паузы
(физминутки) Во время занятий 2-5 мин, по мере утомления Восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления
2. Пальчиковая гимнастика Ежедневно, 3-5 мин Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания
3. Гимнастика после сна Ежедневно после дневного сна, 5-10мин Оптимизация двигательной мышечной активности организма детей
4. Дыхательная гимнастика В хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин Профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания
5. Релаксация Перед сном, 7-12 мин Нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия
6. Подвижные игры На прогулке, 10-20 мин Развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.
7. Игры малой подвижности Во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин Восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание