Екатерина Гаранина
Формирование нравственных качеств старших дошкольников через работу семейного клуба
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Публикация «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через работу семейного клуба» размещена в разделах
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей, ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру»
Одной из задач ФГОС ДО является «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
На родительском собрании мы провели анкетирование-опрос, чтобы выяснить отношение семей воспитанников к вопросам духовно-нравственного воспитания.
Родители отметили большой интерес в вопросах духовно-нравственного воспитания, но признали свою неосведомленность в данном вопросе. Так с помощью родителей возникла идея создания семейного клуба, главной целью которого является развитие у детей чувства любви к семье, Родине путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс для формирования духовно-нравственной личности ребенка. Далее мы провели следующее анкетирование, по результатам которого в клуб записались двенадцать семей.
На подготовительном этапе, совместно с родителями были разработаны следующие документы :
Положение семейного клуба;
Программа Клуба с планируемыми мероприятиями
Работа клуба рассчитана на два года (старшая и подготовительная к школе группа, запланированы по одной встрече в квартал, ведется она в трех этапах и по трем направлениям: с детьми, педагогами и родителями. Руководители Клуба воспитатели группы. Клуб функционирует во второй половине дня, время оговаривается родителями заранее.
Формы работы представлены на слайде. К совместным мероприятиям привлечены специалисты нашего ДОУ: инструктор по физкультуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Предполагалось, что темы наших совместных с родителями и детьми встреч выберут сами родители. Но, поскольку, этот момент вызвал затруднение у родителей, поступили следующим образом: предложили сами несколько вариантов предстоящих мероприятий с просьбой выбрать наиболее для них интересное и актуальное.
На втором этапе запланированы встречи с семьями воспитанников.
При подготовке первой встречи «Я и моя семья» родители предложили в группе создать «семейный» уголок, в который поместили семейные фотографии. Встреча состояла из двух частей: теоретической – это беседа с родителями. Педагог рассказала о важности семейных традиций и обычаев. На практической части семьи воспитанников поделились своими семейными традициями. На встречу мы пригласили педагога – психолога нашего ДОУ, которая во время практической части провела с детьми и родителями игры на сближение и взаимодействие.
Вторая встреча «Рождественские посиделки» прошла в русских народных традициях: семьи воспитанников предложили сценарий с песнями, плясками, играми. Готовясь к празднику Рождества Христова мы учились готовить. Вместе с мамами дети сами вымешивали тесто и выпекали печенье, а затем устроили чаепитие.
Заключительной в прошлом учебном году встречей стала экскурсия в Храм Владимирской иконы Божией Матери, которую организовали семьи воспитанников. Это случилось в праздник Входа Господня в Иерусалим (в простонародье – Вербное воскресенье, где мы познакомили детей и родителей с работой Воскресной школы прихода, показали Храм. Дети получили возможность посетить звонницу и позвонить в колокола.
Параллельно с этим мероприятием родители приняли активное участие в подготовке пасхальной выставки.
В продолжении второго этапа в 2017-2018 учебном году запланированы еще три встречи.
На первой встречи «Мы снимаем кино», мы посматривали видео, которое подготовили совместно с участниками Клуба, где ребята инсценируют притчу «Правда и ложь». После просмотра видеофильма прошел круглый стол для детей и родителей «Поговорим по душам» с участием протоиерея Александра Поляшова.
Вторая встреча в этом учебном году запланирована на январь в форме спортивного мероприятия «Зимние забавы», где семьям воспитанников готовят народную игру, которую нужно будет провести с другими участникам Клуба, а после украсить свой участок снежными постройками.
Третья встреча «Пасхальные хлопоты» предполагает приготовление пасхальных угощений и изготовлений поделок к Пасхе.
В данное время, мы можем уже можем сделать определенные выводы: участники Клуба стали принимать активное участие в мероприятиях, проводимых ДОУ, в городских и областных конкурсах и предлагать свои; впечатления от проведенных совместных встреч у детей и родителей, и у нас, педагогов, самые добрые и хорошие. Надеемся на дальнейшее их участие, поддержку, и сами будем стараться поддерживать их интерес и желание к совместной работе.