Оксана Калинаускене
Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственных качеств дошкольников
через театрализованную деятельность
(из опыта работы)
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Хорошие добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало детям прочитать то или иное произведение, нужны упражнения в определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня, постоянная оценка поступков своих сверстников, беседы на темы: «Жадность», «Злой язычок».
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.
Мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтуют. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения этой проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети идут смотреть театрализованные представления, а потом очень возбужденно обсуждают увиденное. Куда делись ссоры, споры? Во время беседы дети имитируют голос и повадки героя, который понравился. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей театрализованной деятельностью. Видеть их улыбки, слышать их смех и чувствовать, что это в какой-то степени зависит от меня! Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.
Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей мы используем в своей работе наиболее популярные из них. Например: сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Предварительно, мы подготовили памятки для родителей «Этикет для малышей», «Правила поведения в гостях»; консультации «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Как воспитывать в детях вежливость», «Нравственное воспитание ребёнка», «Театр в жизни ребёнка».
Организовывая игры-драматизации с детьми младшей группы, прежде всего, мы хотели сформировать интерес к театрализованным играм. Это происходило в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые воспитатели совместно с родителями показывали, взяв за основу содержание знакомых детям потешек, стихов, сказок. Детям нравится играть в театральном уголке. Поэтому, мы решили пополнить развивающую среду: разными видами театра, обновить шапочки. Привлечь родителей воспитанников к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций: шитье перчаточных кукол и изготовление костюмов и декораций, изготовление настольной и напольной ширмы, а так же в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях.
В своей работе, мы часто используем театр в самостоятельной игровой деятельности : игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т. д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации.
В работе с детьми мы используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) театрализованные игры (с участием взрослых). Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.
В своей работе с детьми над драматизацией сказок мы использовали упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»). На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспомнили последовательность событий в сказке, которую я нарочно изменила. Еще использовали такой прием: детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, аргументировав свой ответ тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Так же были предложены три разных изображения Лисы, после рассматривания, которых были заданы вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»
Следующий прием: «Волшебная шкатулка» В нее положены подсказки, которые определяют героя, а ребенок соотносит их с героями сказки и в конце занятия использовала прием «Подари сердечко». Детям предлагались сердечки, которые они должны были подарить какому-нибудь герою, но прежде детям объясняла, что подарить кому-нибудь сердце – значит, полюбить его. Дети обосновывали свой выбор. При дарении своего сердечка понравившемуся герою дети давали их и Колобку, и Зайцу, и Волку, и Медведю, аргументировав при этом свои ответы. Во время подготовки и разыгрывания спектакля, разговариваем с детьми всегда вежливо и ласково. Следим за тем, чтобы и дети также обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение. Интонация голоса воспитателя – образец для детей.
Были проведены беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка» (Шорыгиной Т. А.).
Мы используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т. д. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Спрашиваем детей: «Кто прошел по дорожке?» Предлагаем им выбрать персонаж (Волк, Лиса, Заяц, Мышонок). Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по дорожке. Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они изображают его в разных заданиях, которые я придумаю. Например: продемонстрировать прогулку, собирание грибов, цветов, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю бабочек, и др. Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, на музыкальных занятиях, мелодией побуждаем детей к имитации движений различных персонажей. После слушания песни «Петушок», изобразить, как поет петушок, важно шагает; показать, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Используем музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка»; «Покажи, как ходит петушок». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребятами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа.
Теперь, подводя итог проводимой нами работы в младшей группе, можно отметить, что дети изменились. Они заметно выросли в нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной». То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно. В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. И так, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.