Папки-передвижки

Обобщение опыта работы «Подготовка руки ребенка к письму посредством искусства «оригами»

Татьяна Мастихина
Обобщение опыта работы «Подготовка руки ребенка к письму посредством искусства «оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Л. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию:

Публикация «Обобщение опыта работы „Подготовка руки ребенка к письму посредством искусства „оригами“» размещена в разделах

отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи,

вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает

положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение

в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как подготовить руку ребенка к письму? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Именно эти вопросы поможет решить техника оригами – одно из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Ребенку дают возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т. п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому развитие творческого воображения в процессе работы воспитанников с бумагой по технологии «Оригами» — одна из основных задач при подготовке их к школе. Доступность материала и конечный результат привлекло мое внимание к реализации этих возможностей.

НОВИЗНА.

Новизна- систематизированность работы с детьми дошкольного возраста элементарного художественного творчества в процессе экспериментирования с бумагой.

Ценность представляет большое разнообразие игровых методов работы с детьми и освоение обобщенных способов действий – таких, как: комбинирование, изменение пространственного расположения, достраивание, убирание лишнего из одной целостности для получения новой.

Новизна открытий и продукта субъективна. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие большее, чем от достижения результата.

Ребенок с легкостью начинает ориентировочную деятельность, которая постепенно становится более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и приводит к положительным результатам.

Методическую основу составляют работы следующих педагогов :

- Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» 1998г

- Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», 2004г

- Т. И. Сержантова «Оригами для всей семьи», 2005г

- И. И. Кобитина «Работа с бумагой»

- А. Щеглова «Оригами- красивые вещи своими руками» 2009г

В процессе работы были поставлены цель…

И следующие задачи

ЦЕЛЬ.

Развивать творчество ребенка, его конструктивное мышление, воображение. Мелкую моторику рук, эмоциональную включенность, художественный вкус, внимание, память, трудовые умения, получение конечного результата самостоятельных действий.

ЗАДАЧИ.

1. Учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами, создавать художественно- эстетический продукт.

2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

3. Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

4. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу. Формирование умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности, умение эмоционально откликаться на художественный образ.

Если девчонке, а может мальчишке

Нравится вдруг необычная книжка,

Можно уверенно сразу сказать:

Этот ребенок умеет мечтать,

Хочет, как взрослый., свой мир сотворить,

Птиц и животных в лесах расселить.

Взрослый поможет создать эту сказку…

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети!

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы бумажный кораблик.

Быстро представим. что будет потом…

Перенесем это все в свой альбом!

В небо стремящихся желтеньких птичек,

Плавно вспорхнувших с бумажных страничек;

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Мы предлагаем попробовать с нами

Выучить технику «Оригами»

Д. У. Урсу

В нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет осуществляется адаптация детей предшкольного возраста к школьной жизни направленной на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, охрану и укрепление физического и психического здоровья, сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, приобретение способов вхождения в школьный социум.

В ходе работы я пришла к выводу, что требуются дополнения с содержательными продуктивными видами деятельности, содействующими превращению деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, главным результатом которой становится порождение у него нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воз-действия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта ребенка (А. В. Запорожец)

Данный опыт работы является актуальным в том, что именно художественно творческое конструирование, помогает решать еще одну задачу подготовки детей к школе — развитие коммуникативных умений. В совместной работе дошкольники учатся договариваться со сверстниками и взрослыми, действовать сообща, подчиняясь правилам работы с бумагой.

Всем известно, что для дошкольников самым увлекательным делом является игра. В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть.

Для реализации данного вопроса были использованы следующие виды занятий и поставлены следующие задачи.

Цель:

Развивать творчество ребенка, мышление, воображение, фантазию, память, координацию мелкой мускулатуры ребенка.

Задачи:

Подготовка руки ребенка к письму.

Знакомство с бумагой и ее свойствами.

Развитие конструктивного мышления

Создание художественно- эстетического продукта.

Формирование эмоционально откликаться на художественный образ.

Поэтому я разработала проект кружка «Оригами» для детей с 6-летнего возраста. Проанализировав разные виды Оригами, а именно «Киригами»- не только складывание из бумаги, но и надрезание, и вырезание с целью получения как объемных, так и плоскостных фигур. ; аппликация- полуобъемное оригамное панно или открытки, выполненные в технике оригами; «работа с полосками», вариации с полосками- буквы, шары, складывание спиралей,всевозможных забавных зверушек; «Елочные структуры»- таким способом складываются вазы, торшеры, вазоны, веера, шляпы ; «кусудамы»-декоративные шарообразные конструкции, которые собираются из шести более одинаковых модулей, являющиеся сторонами куба…я выбрала тот вид, и ту форму, которая поможет реализовать большинство детских идей и которая соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста - квадрат.

Большой выбор моделей, сферы моделирования (животные, растения, люди, летающие модели и т. п.) позволяет ребенку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе занятий возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребенка к школе — развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки

Легкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, быстрое достижение цели создают основу для ситуации успеха каждого ребенка во время любого занятия, так как педагог предлагает модели, которые будут интересны детям, понятны в технике исполнения и обязательно выполнены.

Для изготовления игрушек будем использовать обычную бумагу. Это, пожалуй, самый доступный материал. Если есть цветная -хорошо, если нет не беда, её можно затонировать. В большинстве случаев ничего дополнительного не потребуется. Иногда могут понадобиться ножницы и клей, чтобы вырезать и приклеить какую-нибудь мелкую деталь. Любая бумага диктует условия работы с ней : аккуратность, бережное отношение, точность движений. Такую бумагу нельзя представить помятой и грязной. Модели, выполненные из нее, радуют глаз и доставляют удовольствие как создателю, гак и зрителю. Сначала детей увлекаем кажущаяся простота работы с бумагой. Однако вскоре они понимают, что оригами — это красота, сложность и точность. Дети начинают задумываться о гармонии цвета и формы конструкции, подборе и компоновке различных моделей, расположении в пространстве. Все это требует не простого воспроизведения по образцу, а творческого применения знаний и навыков работы в технике оригами. Освоение последовательности приемов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале.

Разработала проект «Волшебный квадрат», где дети складывали игрушки из бумаги, тем самым приобретали определенные знания о тех животных, которых выполняли. Когда мы выполняли поделки, о каждом животном была проведена небольшая беседа: значение в жизни человека, питание, внешний вид и условия содержания, с использованием стихотворений, загадок, потешек, рассказов.

Решение системы состоящей из поэтапно усложняющихся задач проблемного характера способствует развитию у детей самостоятельного и творческого конструирования. Они сами анализируют предложенные взрослым условия, находят необходимые способы решения, подбирают соответствующий материал по цвету и определяют последовательность выполнения работы.

Всё это является чрезвычайно важным для дальнейшего успешного обучения в школе.

Учитывая, что занятия оригами — довольно кропотливая работа, мы старались разнообразить формы общения с детьми. Перечислим основные из них.

1. Показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приемов.

2. Занятие -загадка: когда нет образца и результат работы будет ясен только в конце занятия. На таком занятии педагог проверяет уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей, которые повторяют за ним приемы изготовления модели. Эти занятия очень нравятся дошкольникам, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость.

3. Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Такая форма применяется для контроля усвоения пройденного, развития произвольной памяти детей.

4. Изготовление «оригами с тайной». Работа идет по первому варианту, дети видят образец, делают с педагогом такой же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывался (какие-либо движущиеся части).

5. «Уроки творчества» или «Придумай сам». Такие занятия возможны с середины курса, когда у детей уже есть база для самостоятельных поисков.

6. Выполнение коллективной работы. Для такого заранее готовится большое панно, куда прикрепляют модели — оригами, сделанные детьми. Это общая выставка работ каждого ребенка, показывающая результаты обучения.

Занятия всегда проходят очень интересно, весело, со стихами, рассказами, взаимной помощью друг другу.

Для родителей проведены консультации: «Развитие творчества ребенка», «Оригами вокруг нас»; «Оригами для всей семьи» ; так же проводятся выставки в фойе детского сада, индивидуальная работа, выпуск буклетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимосвязь с разными видами деятельности способствует общему развитию ребенка. Оригами влияют на общее развитие ребенка.

Влияние Оригами на общее развитие ребенка.

* На каждом занятии дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз, что развивает глазомер. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев.

* Оригами способствует концентрации внимания, т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

* Оригами имеет огромное значение в развитии умственных способностей, конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

* Оригами стимулирует память, развивает её, т. к. ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

* Техника оригами знакомит дошкольников с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащения словаря специальными терминами.

Достоинства оригами

*В процессе конструирования активизируются мыслительные процессы, у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

* Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

* Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру - драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

Использую в работе дидактические игры, пальчиковую гимнастику.

Анализируя результаты диагностических исследований мы видим динамику роста с сравнении за три года. высоким уровнем

Набирая детей в свою студию, обязательно руководствуемся желанием ребенка и с пожеланиями родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму» Первая буква, первое слово. как много усилий порой затрачивает первоклассник, а в тетради появляются лишь каракули. “В чём же дело? –.

Консультация «Подготовка руки к письму»Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Кружок в старшей группе «Подготовка руки к письму» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Вольска Саратовской области» Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39.

Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.

Отчет о кружке «Подготовка руки к письму» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 г. Вольска Саратовской области Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39.

План работы по самообразованию «Формирование готовности руки к письму посредством организации игр и упражнений» Перспективный план по самообразованию воспитателя Савчук Кристины Сергеевны по теме:«Формирование готовности руки к письму через организацию.

Видео «Подготовка руки к письму» Подготовка руки к письму, это непростой, но очень интересный процесс и насколько он будет интересным зависит от взрослого. С чего лучше.

Подготовка руки ребёнка 6–7 лет к письму в НОД по рисованию и коррекционно-развивающей работе Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу.

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению. Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Подготовка руки ребенка к письму посредством искусства «оригами»
Опубликовано: 20 января 2019 в 16:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Подготовка руки ребенка к письму посредством искусства «оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мастихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД