Лариса Сиделева
Формирование нравственных качеств у дошкольника в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я подчеркиваю ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в нравственном становлении детей и считаю, что использование предложенных методов и приемов дает возможность вовлечь дошкольников в разнообразную деятельность, разрешая ситуации, обеспечить глубокое постижение общечеловеческих ценностей, поднять до понимания детьми общепринятых норм поведения и прекрасного в человеческой личности.
Публикация «Формирование нравственных качеств у дошкольника в различных видах деятельности» размещена в разделах
Предложенные авторские методы и приёмы использовались так же мною с учётом возрастной динамики сформированности нравственных качеств у дошкольников. Эффективное внедрение их в деятельность позволило достичь максимальных результатов.
Удачным был прием оценки поступков детей через персонажа. Мною изготовлена двусторонняя кукла по имени Злодобрейка. Одна сторона, которой имеет доброе выражение лица и хвалит детей, совершающих добрые, справедливые, честные, щедрые поступки, а другая сторона куклы имеет осуждающее выражение лица. Этой стороной кукла поворачивается к детям, если в группе случаются безнравственные действия. Через персонажа я побуждаю детей оценивать свое нравственное поведение.
Предлагаю использовать кубики справедливости. Эту игру можно проводить по командам и индивидуально. В ней дети описывают нравственные ситуации, изображённые на гранях кубика, и дают оценку.
Результативно прошло занятие «Посеешь привычку – пожнёшь характер». Каждый ребёнок посадил своё зёрнышко нравственности. Затем, мы наблюдали за всходами. И в результате дети вырастили колоски нравственности, каждое зёрнышко которых несло в себе определённое нравственное качество.
Я определила условия, необходимые для усвоения дошкольниками этических эталонов. Нравственное развитие личности ребё нка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным норам и внутренней позицией самого ребёнка. На протяжении дошкольного возраста дети через общение с окружающими их людьми усваивают социальные нормы поведения. Усвоение норм, во-первых, предполагает, что ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение. Усвоение норм, во-вторых, предполагает далее, что у ребёнка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Когда он действует, нарушая привычное поведение, это вызывает чувство дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребёнок проникает определённым эмоциональным отношением к этим нормам.
Показателем результативности моей работы является положительная динамика формирования нравственных качеств. Чувства детей стали более рациональными, подчинились мышлению, дети усвоили этические нормы доброты, справедливости, дружелюбия, честности, щедрости и соотносят с ними свои поступки.