Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр

Татьяна Тарасенко
Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр

“Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра — это искра,

зажигающая огонек пытливости

и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский

.

Актуальность темы

Публикация «Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую в работе с детьми дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».

Этапы работы : Срок реализации- 2015-2018г.

1. Подготовительный. Выдвинула следующую цель:

Изучение методической литературы,анализ психолого-педагогическую литературы по данной теме. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

2. этап Основной.

Цель : реализация плана работы по развитиюматематических представлений у детей через игровую деятельность.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

3. этап Заключительный. Срок реализации –май 2018 год.

Цель: подведение итогов в работе по теме.

Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:

Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие

Методы и приемы:

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

сравнение;

метод моделирования и конструирования;

решение логических задач;

экспериментирование и опыты;

воссоздание и преобразование;

информационно- коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу вразличных формах :

организованная образовательная деятельность ;

обучение в повседневных бытовых ситуациях;

занимательные беседы с детьми;

развивающие и обучающие игры;

самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Я наметила для себя следующие результаты работы :

-активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения,

- логического мышления;

- формирование элементарных математических представлений;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- обогащение родительского опыта в развитии детей.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Именно игра с элементами обучения, интересна ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

Игры с цифрами и числами;

Игры путешествия во времени;

Игры на ориентировку в пространстве;

Игры с геометрическими фигурами;

Игры на логическое мышление;

Главная особенность дидактической игры в том, что задания предлагаются детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

К первой группе игр относится обучение детей счету. Используя сказочный сюжет, я знакомила детей с образованием всех чисел в пределах первого числового десятка, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько ягод на полянке?", «Подбери дорожки к домикам»,в этих играх дети учатся свободно оперировать числами в пределах десяти, сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Это такие игры как «Пропавший день», «Когда это бывает».

В третью группу входят игры на обучение детей ориентированию в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять положение того или иного предмета по отношению к другому. Использовала в работе игры «Поставь точку правильно», «Назови правильно», «Верх- низ».

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагала узнать в окружающих предметах форму различные формы : круга, треугольника, квадрата. Например, : "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помнила, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя, несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исходила из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбирала игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботилась о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумывала, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помнила, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбирала такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Я считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

В своей работе использовала новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

И. А. Пономарёва, В. А. Позина «ФЭМП»

В. В. Волина «Праздник числа»

Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, «Кубики и цвет», караблик «Плюх – плюх», «Квадрат Воскобовича» и т. д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием родителей,

Для определения результатов своей, работы я проводила педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить способности детей, наметить индивидуальную работу в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Проведённая работа показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности детей к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Я работала в тесном сотрудничестве с воспитателями ДОУ. Регулярно выступала на педсоветах и семинарах, давала индивидуальные консультации, проводила открытые мероприятия: провела мастер- класс по данной тематике для родителей. Я рекомендовала воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.

Так как семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль, рекомендовала и родителям использовать в общении с детьми разхнообразные игровые приемы, игры математической напрапвленности «Давай посчитай», «Сколько предметов у Кати», занятия со счетными палочками. Разные формы работы с родителями :

консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»,проекты с участием родителей, изготовление дидактических игр совместно с родителями, мастер-класс для родителей, Дни открытых дверей

участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, совместное создание предметно-развивающей среды, анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Я прилагала все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду — родители и дети закрепляли дома. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В заключение можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Текст к презентации «Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр» Подготовила: воспитатель.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников Я возьму тебя в космический полет. Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны, ввести в активный словарь.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Багатова Аида Шарабдиновна МБДОУ «Детский сад №18.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.

Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности посредством логико-математических игр Представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя Курбановой Г. Ф. «Формирование элементарных математических.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» Слайд 1.

Обобщение опыта работы «Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» В горький час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок. Расул Гамзатов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр
Опубликовано: 9 января 2019 в 14:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тарасенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД