Татьяна Тарасенко
Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр
“Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра — это искра,
зажигающая огонек пытливости
и любознательности. ”
В. А. Сухомлинский
.
Актуальность темы
Публикация «Обобщение опыта работы по формированию математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую в работе с детьми дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».
Этапы работы : Срок реализации- 2015-2018г.
1. Подготовительный. Выдвинула следующую цель:
Изучение методической литературы,анализ психолого-педагогическую литературы по данной теме. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
2. этап Основной.
Цель : реализация плана работы по развитиюматематических представлений у детей через игровую деятельность.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
3. этап Заключительный. Срок реализации –май 2018 год.
Цель: подведение итогов в работе по теме.
Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:
Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие
Методы и приемы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования;
решение логических задач;
экспериментирование и опыты;
воссоздание и преобразование;
информационно- коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу вразличных формах :
организованная образовательная деятельность ;
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
занимательные беседы с детьми;
развивающие и обучающие игры;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Я наметила для себя следующие результаты работы :
-активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения,
- логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- обогащение родительского опыта в развитии детей.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Именно игра с элементами обучения, интересна ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
Игры с цифрами и числами;
Игры путешествия во времени;
Игры на ориентировку в пространстве;
Игры с геометрическими фигурами;
Игры на логическое мышление;
Главная особенность дидактической игры в том, что задания предлагаются детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счету. Используя сказочный сюжет, я знакомила детей с образованием всех чисел в пределах первого числового десятка, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько ягод на полянке?", «Подбери дорожки к домикам»,в этих играх дети учатся свободно оперировать числами в пределах десяти, сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Это такие игры как «Пропавший день», «Когда это бывает».
В третью группу входят игры на обучение детей ориентированию в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять положение того или иного предмета по отношению к другому. Использовала в работе игры «Поставь точку правильно», «Назови правильно», «Верх- низ».
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагала узнать в окружающих предметах форму различные формы : круга, треугольника, квадрата. Например, : "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помнила, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя, несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исходила из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбирала игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботилась о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумывала, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помнила, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбирала такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Я считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
В своей работе использовала новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
И. А. Пономарёва, В. А. Позина «ФЭМП»
В. В. Волина «Праздник числа»
Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, «Кубики и цвет», караблик «Плюх – плюх», «Квадрат Воскобовича» и т. д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием родителей,
Для определения результатов своей, работы я проводила педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить способности детей, наметить индивидуальную работу в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Проведённая работа показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности детей к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Я работала в тесном сотрудничестве с воспитателями ДОУ. Регулярно выступала на педсоветах и семинарах, давала индивидуальные консультации, проводила открытые мероприятия: провела мастер- класс по данной тематике для родителей. Я рекомендовала воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.
Так как семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль, рекомендовала и родителям использовать в общении с детьми разхнообразные игровые приемы, игры математической напрапвленности «Давай посчитай», «Сколько предметов у Кати», занятия со счетными палочками. Разные формы работы с родителями :
консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»,проекты с участием родителей, изготовление дидактических игр совместно с родителями, мастер-класс для родителей, Дни открытых дверей
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, совместное создание предметно-развивающей среды, анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Я прилагала все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду — родители и дети закрепляли дома. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключение можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.