Лариса Сединкина
Обобщение опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Курганская область село Лесниково район КГСХА
МКДОУ "Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1"
«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
Публикация «Обобщение опыта работы» размещена в разделах
Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – ведущий вид детской деятельности.
Игра - процесс, через который формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, положительное отношение к школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.
Использование развивающих игр ведет к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями и преодолевает их. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (утверждает Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
Научное обоснование
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития. Большой вклад в изучение теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложен такими педагогами, психологами, как Лев Семёновмч Выготский, Александр. Владимирович. Запорожец, Алексей. Николаевич. Леонтьев, Даниил. Борисович. Эльконин и их последователями (Константин. Дмитриевич. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для общего и интеллектуального здоровья детей. «Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития» утверждал он.
А мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гроссом, до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем, не потому что мы дети, но само детство нам дано для того чтобы мы играли». Таким образом, если найти ключ к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается (или откроется) возможность для становления многогранной личности дошкольника.
Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по саморазвитию.
Системность и технологичность опыта
Результаты мониторинга освоения детьми знаний, умений и навыков технологий интеллектуально- творческого развития (непонятно как-то) показал недостаточный уровень:
-дети плохо запоминают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, не умеют ориентироваться на плоскости;
- есть затруднения в умении концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
- есть затруднения в умении концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-у детей слабо развита речь, внимание, память, воображение;
-плохо развита мелкая моторика рук.
Поэтому, прослушав в 2015г. авторский курс В (полностью имя) Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры», я решила использовать технологию данных развивающих игр в работе с детьми.
По результатам диагностики и наблюдений сделала выводы по корректировке траектории развития детей, имеющих низкий уровень.
Важным этапом стала разработка плана по саморазвитию (приложение 1и фрагмент плана на слайде)
Слайд
Тема: «Инновационные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников через развивающие игры В. В. Воскобовича»
Цель: Создание условий для творческого развития и становления многогранной личности дошкольников.
Для достижения данной цели определила задачи:
Слайд
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
3. Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Центр сюжетно-ролевых игр» необходимыми атрибутами для игр.
4. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
5. Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского собрания об итогах реализации работы.
6. Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимость через разнообразные сенсорно-моторные действия.
7. Совершенствовать у детей процессы анализа сравнения и синтеза.
8. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.
9. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления самоорганизации в игровой и творческой деятельности.
10. Воспитывать у дошкольников элементы коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
Всю работу по данной теме осуществляю на основе нормативно – правовой базы, которая представлена на слайде:
• Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО
• Основная образовательная программа Дошкольного Образования
• Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семёновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой
• Т. Г. Харько В. В. Воскобович Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» ООО «РИВ» 2007г
• Т,Г, Харько. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (ранний и младший возраст). СПб:ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2012.-208с.
• Т,Г, Харько. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (средний дошкольный возраст) СПб:ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2013.-192 с.
слайд
Прогнозируемые результаты:
-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
Принцип, по которому работает Вячеслав Воскобович - «интеллект – познание – творчество».
Для успешного решения задач проведена следующая работа :
этапы работы Содержание работы Сроки
1 Изучение методической литературы 2015-2016 г. г
2 Разработка плана по саморазвитию, перспективного планирования по теме 2016-2017 г. г.
3 Организация предметно- пространственной среды
Разработка проекта, конспектов, сценариев; реализация поставленных задач.
Обобщение педагогического опыта 2016-2017 г. г.
Материал по данному направлению распределила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Свою работу веду в трё х направлениях: с детьми, родителями, педагогами
В группе совместно с родителями создана развивающая предметно-пространственная среда по данной теме. Приобретены
-Универсальные игровые комплексы
- Комплект «Сказочный образ»
- Комплект «Эталонные конструкторы»
- Комплект «Чудо конструкторы»
- Комплект «Знаковые конструкторы»
- Комплект «Игровой квадрат»
- Комплект «Играем в математику»
- Комплект «Чтение через игру»
Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.
Задачи, которые мы можем решать:
- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);
- Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);
- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
- Развитию аргументированной и доказательной речи;
1 Пример: для детей младшего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей младшего возраста использую 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомлю с величиной – большой и маленький, и затем ввожу понятие средний.
«Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.
«Коврограф Ларчик»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.
Комплект «МиниЛарчик» размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.
Коврограф Ларчик содержит:
- сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)
- образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)
- знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)
- вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)
Конструирование различных игр и заданий:
«Разноцветные кружочки» :
– цепочки (бусы)
- расположение на плоскости
2. «Разноцветные веревочки» :
- лабиринты
- графические диктанты
1 Пример:
Посадили мы цветок, появился стебелек,
Распускается бутон, посмотри-ка красный он,
И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.
Вопросы: Сколько всего цветов (бутонов) на стебле? (Много, три) Сколько красных бутонов? (один) Сколько желтых? (ни одного)
Пальчиковая игра – указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок
Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала.
Выбираем белый цвет. Пчелка села или нет?
Дополнения и усложнения:
- добавить или изменить цвета,
- прикрепить лепестки меньшего (большего) размера вокруг середины-бутона (такого же цвета (другого цвета, разноцветные лепестки)
- пчелки – желтые кружки – прикрепить рядом с указанным цветком, сравнить количество пчелок и цветов.
2 Пример:
Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую, серую)
Вопросы и задания:
- Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?
- По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?
Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков
ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ
«Кораблик Плюх-плюх»
Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одеваются.
На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание на нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд. Как вариант, можно флажочки надеть на пальчики и прейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажочки на мачты. На кораблике можно провести карнавал. Для этого можно украсить кораблик герляндой. И мы выполняем нанизывание на шнурочек флажков различными способами (в большое отверстие или в маленькое, произвольно или по схеме, выбирая определенный цвет). Можно надеть на детей в виде бус или браслетов и опять устроить динамическую паузу – карнавал. На мачтах можно делать вертикальные ряды, горизонтальные ряды. И когда мы соберем весь кораблик, он должен отправиться в плавание по волнам (выполняется движение плавание кораблика по волнам правой и левой рукой).
Составила перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами
Спланированная работа по данной теме внесена в циклограмму образовательной деятельности педагога с детьми.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
План работы на сентябрь с детьми младшей группы
2015-2016 уч. Год
Ме-сяц Используемые игры Программное содержание Итоговое занятие
Сентябрь
«Фонарики»
Коврограф
«Двухцветный квадрат Воскобовича»
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
Развитие конструктивных способностей детей.
Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.
Игровое занятие
«Колобок»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, мышления, воображения; творческих способностей и самостоятельности; умений ориентироваться в пространстве, различать и называть геометрические фигуры, составлять из них предметные формы.
План работы на сентябрь с детьми средней группы
2016-2017 уч. Год
Ме-сяц Используемые игры Программное содержание Итоговое занятие
сентябрь Коврограф
«Двухцветный квадрат Воскобовича»
«Чудо-крестики1»
знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова.
Развитие сенсорных способностей (цвет и форма, элементарных математических представлений.
Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.
. Совместная интегрированная игровая деятельность.
«Как галчонок Каррчик слушал сказку про Красную Шапочку».
Цель: развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; творческих способностей, самостоятельности и мелкой моторики рук; умений отсчитывать необходимое количество, различать и называть геометрические фигуры, составлять по схеме фигуру из частей; внимательно слушать литературное произведение и пересказывать его.
Свою работу с детьми по теме распределила на три формы организации деятельности детей.
1 Регламентированная - это организованная образовательная деятельность (ООД)
Перспективный план составила по методике «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения,, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
В конце каждого месяца проводится итоговое занятие
2 Нерегламентированная- это совместная и индивидуальная работа по развитию творческих и интеллектуальных способностей. Здесь использую разнообразные конструкторы.
Эталонные конструкторы «Фонарики»
На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ. Вариативность: - вкладыши (для самых маленьких. Причем когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся); - геометрические формы; - конструирование по схемам; - свободное конструирование; - трафаретное рисование.
Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой, зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).
Когда мы приступаем к конструированию, используем схемы 1 в 1 (на листе А4 отрисовываем схему можно черно-белую, можно цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, а я в Фиолетовом лесу. И все вместе строим дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой. В качестве трафаретного рисования можно просто обрисовывать геометрические фигуры, а можно опять же вернуться к сказке и пройти ее всю, обрисовывая детали. Обязательно надо придумывать сюжет вокруг какого –то сказочного героя и в конце, например, посадили пчелку на машину и проговорили как она едет на машине, и обязательно учим складывать игры на место.
3 Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно после совместной деятельности педагога и детей и длится до прихода родителей
В форме самостоятельной инициативной деятельности проходят
-сюжетно-дидактические игры
-развивающие и логические игры
- речевые игры, игры с буквами, звуками, слогами.
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей по выбору.
Выбирая игры отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний, умений детей.
Совместная игровая деятельность подтверждает особую значимость игровой деятельности детей для их эмоционального благополучия помогает вовлекать в процесс игры недостаточно активных детей
Важным направлением работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей является взаимодействие педагогов и родителей.
В ст. 44 Закона «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить фундамент физического нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте»
Формы работы с родителями :
С целью успешного взаимодействия использую такие направления работы с родителями, как информационные:
• Памятка «Сказки Фиолетового леса»
• Консультация «Развивающие игры В. Воскобовича
• Папка раскладушка «Учимся играя»
• Семинар- практикум с родителями по ознакомлению с играми Воскобовича
• Игротека развивающих игр, позволяющих родителям закрепить знания детей
План работы с родителями :
2015-2016 уч. Год (желательно фото в презентацию)
Сроки проведения Содержание работы Формы проведения
сентябрь Что такое игры Воскобовича Анкетирование
октябрь «Квадратные истории». Семинар – практикум для детей и родителей
ноябрь «Чудо – головоломки». Игротека для детей и родителей
декабрь «Через игру – к математике». Консультация для родителей в форме презентации
январь «Путешествие по сказочным областям в Фиолетовом лесу». Неделя игры
февраль «Играя – развиваем речь» с использованием игр: «Шнур – затейник», «Конструктор букв», «Снеговик», «Яблонька», «Игровизор», «Верёвочкины сказки». Мастер – класс
март «Умные игры». Фотогазета
апрель «Играем дома» Картотека развивающих игр для родителей
май «Чему обучается ребёнок в игре Анкетирование
2016-2017
Сроки проведения Содержание работы Формы проведения
сентябрь «Сюрпризы лабиринта». Консультация для родителей
октябрь Путешествие чудесного квадрата игровой досуг
ноябрь «Эти забавные животные» (с использованием развивающих игр «Чудо- соты1», «Чудо – крестики 1,2,3») с составлением описательных рассказов. групповой мини- проект
декабрь «Математические корзинки 5,10», «Счетовозик», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Логоформочки 5». Выставка игр, способствующих развитию ЭМП
январь Умники и умницы» Конкурс
февраль Индивидуальные задания и упражнения в освоения игр дома.
март Создание коллективной аппликации по сказке «Царевна–лягушка» с использованием чудо–конструкторов «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 2,3» Досуг
апрель Создание портретов героев Фиолетового леса с детьми Домашнее задание
май «День рождения Пчёлки Жу-жи». Развлечение с участием родителей
Мероприятия с педагогами 2015-2017 уч. год
1Провела семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развивающие игры Воскобовича»
2. Выступила на педсовете по теме: «Развитие способностей детей в конструктивной деятельности» -
3. Показала открытое занятие с элементами тико- конструирования
4. Участвовала в мастер-классе по тико- конструированию
Результативность опыта
По результатам проделанной работы можно сделать вывод :
- Сложилась определённая система в работе по внедрению Инновационных технологий в развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников через развивающие игры Воскобовича
-создана предметно-пространственная среда для развивающих игр
-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
Родители получили необходимые знания по проблеме.
Принимают активное участие в совместной деятельности
Используют предложенные рекомендации по развивающим играм
Оказывают содействие в пополнении предметной среды группы
Педагоги отмечают, что развивающие игры оказывают стимулирующее влияние на развитие детей
Таким образом, только при организованной целенаправленной систематической работе, возможно получить положительный результат по развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. В дальнейшем работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников будет продолжена с детьми старшего дошкольного возраста
Литература:
В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С. -П. : ООО РИВ, 2007.
В. В. Воскобович, «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С. -П. : ООО РИВ, 2003.- 36 с.
В. В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С. -П. : ООО РИВ, 2003. -28с.
Т. Г. Харько Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» С – П: Детство – пресс, 2012