МААМ-картинки

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности»

Вероника Батюченко
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы

воспитателя МБДОУ - детский сад №3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области Батюченко Вероники Ибрагимовны

по теме: «Формирование нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад № 3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области

Публикация «Опыт работы „Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах

Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Проблема

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает их представления о патриотизме, Родине, традициях и нравственных устоях наших предков. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольное детство – это начальный этап развития личности человека, его ценностных ориентаций, социального сознания, нравственного отношения к окружающим сверстниками и взрослым, воспитания любви к своей Родине.

Именно поэтому в период дошкольного детства необходимо воспитывать у детей патриотизм, честность, порядочность и другие нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Не случайно во всех нормативных документах по образованию упоминается о патриотическом воспитании дошкольников.

Так, в соответствии с ФГОС ДО, одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является задача усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Новизна моего опыта заключается в том, что я комплексно учитывала следующие моменты:

- социальный заказ общества на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и их интеграцию в национальную культуру;

- специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании;

- необходимость применения форм работы, соответствующих личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей.

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели, реализовала следующие задачи:

1. Внедрить проектный метод в работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания;

2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства;

3. Воспитание чувства любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который двигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, коллекции, альбомы, сценические представления и пр.) В ходе осуществления проектной деятельности ребенок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Поэтому один из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ – проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Исходя из этого, считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми :

• совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов (разучивание стихов, песен, частушек и т. д.);

непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми (занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения);

• в самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольно-печатные);

• в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, консультации, выставки, конкурсы).

Ожидаемые результаты:

• Любит и уважает родителей и других членов семьи, имеет представление о родственных связях;

• Имеет представление о природе и труде людей родного края;

• Знает о том, что армия – защитница нашей Родины, что в годы Великой Отечественной войны солдаты отважно сражались и победили фашистских захватчиков;

• Осознает себя гражданином РФ, уважительно и с гордостью относится к символике страны (флаг, герб, гимн, города, области, страны;

• Проявляет интерес к своей культуре и культуре народов, живущих рядом.

Свою работу по формированию нравственно – патриотических чувств поделила на три этапа: «Моя малая Родина»; «Одна страна на всех»; «Служат в армии ребята». Но в первую очередь начала свою работу с организации РППС, которая пополнялась на каждом этапе.

1 этап: «Моя малая Родина»

Цель: ознакомление дошкольников с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, с основными районами города Орска. Расширения представлений у дошкольников с областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему краю.

На этом этапе был реализован проект «Мой любимый город Клинцы».

Цель проекта : воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему городу, расширение кругозора.

Задачи:

1. Расширить и углубить знание детей о городе Клинцы, его истории; знакомство с основными достопримечательностями, названиями улиц, носящих имя героев ВОВ.

2. Закреплять знания о флаге России, гербе России, гербе Клинцов.

3. Учить рассказывать по памяти.

4. Воспитывать любовь, чувство привязанности к району, в котором дети живут, пробудить желание сделать его еще краше.

5. Развивать творческое воображение, отражать свои впечатления о жизни города в изобразительной деятельности : рисунках, поделках, изготовлении стен - газеты.

В рамках этого проекта была реализована следующая работа :

Работа с детьми :

• Мероприятие «История возникновения родного города Клинцы»

Разучивание стихов на тему: Апрель Виталий Семко "Гимн Трёхсотлетию. "

• Беседы «Улицы по которым мы гуляем», «Герои ВОВ Брянщины», "Памятники героям"

• Просмотр презентации "Улицы нашего города"

• Детская игровая деятельность : «Дома на нашей улице».

• Целевая прогулка (экскурсия) в городской парк им. В. В. Воровский

• Возложение цветов к памятнику погибших солдат.

Работа с родителями

Оформление фотовыставки «Мой город Клинцы – любимые места».

• Прогулки детей с родителями по улицам города.

2 этап «Одна страна на всех»

Цель: формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста, способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности. Формирование осознания детьми того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

На этом этапе был реализован проект «День народного единства»

Цель проекта :

Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Расширение представлений детей о национальных праздниках.

Задачи проекта :

Дать представление о празднике «День народного единства.

Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.

Была проведена следующая работа :

Работа с родителями

• Папка-передвижка для родителей «День народного единства».

• Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»

Работа с детьми

• НОД - аппликация в подготовительной группе

«Государственный флаг России»

Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства», «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?», «Русские народные промыслы».

• Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т. д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна»,

Г. Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина»,

А. Прокофьев «Родимая страна».

• Творчество детей – рисунки на тему "Моя Родина", «Российский флаг», аппликации, конструирование.

3 этап: «Служат в армии ребята»

Цель: формировать патриотические чувства; воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; пропагандировать здоровый образ жизни.

На этом этапе был реализован проект «Богатыри Земли Русской»

Цель: познакомить детей с богатырями литературных произведений; выяснить с детьми, кто такие былинные богатыри, какими качествами обладали и есть ли сейчас богатыри в современной жизни; воспитывать у детей патриотические качества, используя методы примеров положительных поступков литературных и современных героев на благо Отечества, русского народа.

Задачи:

Воспитывать патриотизм, чувство любви и гордости к Родине и её защитникам.

Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.

Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас, активизировать связную речь,

развивать интонационную выразительность, монологическую речь.

Была проведена следующая работа :

Работа с детьми

• просмотр презентации «В мире русских былин»; «Откуда пришла былина», «Богатыри Земли Русской», «Защитники Отечества- современные богатыри»;

рассматривание картин: В. М. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец»;

• НОД составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»;

• знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;

• рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций;

• составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»;

• загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатыре;

дидактические игры: «Назови доспехи богатырские» «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Назови богатырей», «Назови врагов богатырей, какой богатырь кого победил, «Продолжи пословицу».

рисование: «Богатырь», «Богатырь на коне»; «Оружие богатырей»;

раскраски: «Богатыри»; «Доспехи»; «Военная техника»; «Рода войск»;

• слушание звучания гуслей, и былин в исполнении артистов (грам. Запись).

подвижные игры: «Перетягивание каната»; «Наш Алёша –молодец»

Работа с родителями

• чтение детям книг по данной теме;

• поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

• подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;

• рисование портрета богатыря;

• подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»

• просмотр вместе с детьми мультипликационных фильмов о богатырях;

• просмотр презентаций «Богатыри земли русской», «Военная техника России»

• подбор познавательной информации

• помощь в создании совместной книги сказок о богатырях

Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств. Для родителей было приведено онлайн анкетирование на платформе Google Формы «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Работа проведена, таким образом, что у детей расширились знания о Родине, об окружающем мире и родном городе, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно -патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Ведь патриотизм – главная черта русского народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили ее наши предки, наши отцы и деды. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 1 марта 2023 в 21:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Батюченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД