Вероника Батюченко
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
воспитателя МБДОУ - детский сад №3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области Батюченко Вероники Ибрагимовны
по теме: «Формирование нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад № 3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области
Публикация «Опыт работы „Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Введение
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Проблема
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает их представления о патриотизме, Родине, традициях и нравственных устоях наших предков. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольное детство – это начальный этап развития личности человека, его ценностных ориентаций, социального сознания, нравственного отношения к окружающим сверстниками и взрослым, воспитания любви к своей Родине.
Именно поэтому в период дошкольного детства необходимо воспитывать у детей патриотизм, честность, порядочность и другие нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Не случайно во всех нормативных документах по образованию упоминается о патриотическом воспитании дошкольников.
Так, в соответствии с ФГОС ДО, одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является задача усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Новизна моего опыта заключается в том, что я комплексно учитывала следующие моменты:
- социальный заказ общества на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и их интеграцию в национальную культуру;
- специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании;
- необходимость применения форм работы, соответствующих личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей.
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели, реализовала следующие задачи:
1. Внедрить проектный метод в работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания;
2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства;
3. Воспитание чувства любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.
4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который двигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, коллекции, альбомы, сценические представления и пр.) В ходе осуществления проектной деятельности ребенок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Поэтому один из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ – проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Исходя из этого, считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми :
• совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов (разучивание стихов, песен, частушек и т. д.);
• непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми (занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения);
• в самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольно-печатные);
• в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, консультации, выставки, конкурсы).
Ожидаемые результаты:
• Любит и уважает родителей и других членов семьи, имеет представление о родственных связях;
• Имеет представление о природе и труде людей родного края;
• Знает о том, что армия – защитница нашей Родины, что в годы Великой Отечественной войны солдаты отважно сражались и победили фашистских захватчиков;
• Осознает себя гражданином РФ, уважительно и с гордостью относится к символике страны (флаг, герб, гимн, города, области, страны;
• Проявляет интерес к своей культуре и культуре народов, живущих рядом.
Свою работу по формированию нравственно – патриотических чувств поделила на три этапа: «Моя малая Родина»; «Одна страна на всех»; «Служат в армии ребята». Но в первую очередь начала свою работу с организации РППС, которая пополнялась на каждом этапе.
1 этап: «Моя малая Родина»
Цель: ознакомление дошкольников с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, с основными районами города Орска. Расширения представлений у дошкольников с областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему краю.
На этом этапе был реализован проект «Мой любимый город Клинцы».
Цель проекта : воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему городу, расширение кругозора.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание детей о городе Клинцы, его истории; знакомство с основными достопримечательностями, названиями улиц, носящих имя героев ВОВ.
2. Закреплять знания о флаге России, гербе России, гербе Клинцов.
3. Учить рассказывать по памяти.
4. Воспитывать любовь, чувство привязанности к району, в котором дети живут, пробудить желание сделать его еще краше.
5. Развивать творческое воображение, отражать свои впечатления о жизни города в изобразительной деятельности : рисунках, поделках, изготовлении стен - газеты.
В рамках этого проекта была реализована следующая работа :
Работа с детьми :
• Мероприятие «История возникновения родного города Клинцы»
• Разучивание стихов на тему: Апрель Виталий Семко "Гимн Трёхсотлетию. "
• Беседы «Улицы по которым мы гуляем», «Герои ВОВ Брянщины», "Памятники героям"
• Просмотр презентации "Улицы нашего города"
• Детская игровая деятельность : «Дома на нашей улице».
• Целевая прогулка (экскурсия) в городской парк им. В. В. Воровский
• Возложение цветов к памятнику погибших солдат.
Работа с родителями
• Оформление фотовыставки «Мой город Клинцы – любимые места».
• Прогулки детей с родителями по улицам города.
2 этап «Одна страна на всех»
Цель: формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста, способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности. Формирование осознания детьми того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.
На этом этапе был реализован проект «День народного единства»
Цель проекта :
Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи проекта :
Дать представление о празднике «День народного единства.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.
Была проведена следующая работа :
Работа с родителями
• Папка-передвижка для родителей «День народного единства».
• Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»
Работа с детьми
• НОД - аппликация в подготовительной группе
• «Государственный флаг России»
• Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;
• Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства», «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?», «Русские народные промыслы».
• Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т. д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна»,
Г. Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина»,
А. Прокофьев «Родимая страна».
• Творчество детей – рисунки на тему "Моя Родина", «Российский флаг», аппликации, конструирование.
3 этап: «Служат в армии ребята»
Цель: формировать патриотические чувства; воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; пропагандировать здоровый образ жизни.
На этом этапе был реализован проект «Богатыри Земли Русской»
Цель: познакомить детей с богатырями литературных произведений; выяснить с детьми, кто такие былинные богатыри, какими качествами обладали и есть ли сейчас богатыри в современной жизни; воспитывать у детей патриотические качества, используя методы примеров положительных поступков литературных и современных героев на благо Отечества, русского народа.
Задачи:
Воспитывать патриотизм, чувство любви и гордости к Родине и её защитникам.
Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас, активизировать связную речь,
развивать интонационную выразительность, монологическую речь.
Была проведена следующая работа :
Работа с детьми
• просмотр презентации «В мире русских былин»; «Откуда пришла былина», «Богатыри Земли Русской», «Защитники Отечества- современные богатыри»;
• рассматривание картин: В. М. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец»;
• НОД составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»;
• знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;
• рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций;
• составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»;
• загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатыре;
• дидактические игры: «Назови доспехи богатырские» «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Назови богатырей», «Назови врагов богатырей, какой богатырь кого победил, «Продолжи пословицу».
• рисование: «Богатырь», «Богатырь на коне»; «Оружие богатырей»;
• раскраски: «Богатыри»; «Доспехи»; «Военная техника»; «Рода войск»;
• слушание звучания гуслей, и былин в исполнении артистов (грам. Запись).
• подвижные игры: «Перетягивание каната»; «Наш Алёша –молодец»
Работа с родителями
• чтение детям книг по данной теме;
• поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;
• подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;
• рисование портрета богатыря;
• подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»
• просмотр вместе с детьми мультипликационных фильмов о богатырях;
• просмотр презентаций «Богатыри земли русской», «Военная техника России»
• подбор познавательной информации
• помощь в создании совместной книги сказок о богатырях
Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств. Для родителей было приведено онлайн анкетирование на платформе Google Формы «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Работа проведена, таким образом, что у детей расширились знания о Родине, об окружающем мире и родном городе, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно -патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Ведь патриотизм – главная черта русского народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили ее наши предки, наши отцы и деды. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.