Татьяна Бяхова
Обобщение опыта по патриотическому воспитанию дошкольников «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по формированию патриотических чувств у дошкольников через краеведение
Бяхова Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотой ключик"
Презентация "С чего начинается Родина"
Цель: Формирование патриотических чувств у детей через краеведение, приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.
Задачи:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
1. Познакомить с историей и современностью нашего города. 2. Сформировать представления о месте проживания ребенка и об отношении к своей малой родине.
3. Дать знания детям о достопримечательностях города.
4. Воспитывать у детей любовь к Родине, Отечеству, нравственно-патриотические качества личности.
Актуальность
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Противоречия
1. Между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала ДОУ в формировании патриотизма дошкольника.
2. Между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.
3. Между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме.
Гипотеза
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Вид проекта: групповой
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители
Сроки реализации: в течение года
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей
методические разработки
новизна материалов
доступность для детского восприятия
активизация детей яркими увлекательными материалами
использование современных средств ИКТ
Этапы проведения и реализации проекта:
Информационно-накопительный
II. Организационно-практический
III. Промежуточно – диагностический
IV. Презентационно – завершающий
V. Контрольно-рефлексивный
Формы реализации проекта
Организованное занятие
Экскурсии
Пешеходные прогулки
Встречи с интересными людьми
Утренники, праздники
Индивидуальная работа с детьми
Совместные занятия с родителями
Методы
Методы повышающие познавательную активность дошкольников
Методы направленные на повышение эмоциональной активности детей
Методы и приёмы способствующие установлению связи между разными видами деятельности
Предполагаемый результат
Дошкольник знает свое имя, фамилию, день рождения, имена родителей, адрес.
Называют достопримечательности города.
Знает близких родственников, традиции семьи.
Знают символику, гимн Тамбова, России.
Знают основные события, происходившие в стране.
Перечисляют представителей растительного и животного мира, способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора.
Ориентируются по карте; узнают на открытках знакомые места и памятники, могут рассказать о них.
Знают и называют основные предприятия города и профессии людей, называя основные трудовые действия, знают, кем и где работают члены семьи.
Владеет доступными знаниями об истории родного Отечества.
Проявляет внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Достигнутые результаты:
В результате проведенной работы с детьми, родителями, цель поставленная была достигнута. Дети прониклись любовью к родному городу.
Дети с удовольствием рассказывали о заслугах прадедушек и прабабушек во время Великой Отечественной Войны. У них развилось правильное отношение к обществу, людям труда, различным профессиям. Более глубже стали знания об истории создания родного города.
Ребята надолго сохранят яркие впечатления о Тамбове, которые вызвали у них эстетическое наслаждение, позволили пережить радость и сделать собственное открытие о своем городе.
Воспитать же действенную любовь к близким людям, к малой родине, помогли совместная работа с родителями.
Особое значение приобрела совместная деятельность воспитателя и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края!
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, к истории родного города, каким трудом заняты люди - всё это передано было детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.
Создана оптимальная предметно-развивающая среда для ознакомления дошкольников с Родиной.