оксана ильина
Обобщение опыта «Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения.
Публикация «Обобщение опыта „Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Я считаю, что моя тема «Гендерное воспитание дошкольников» является актуальной в настоящее время, так как именно в дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения.
Цель моей работы:
Воспитание гендерной социализации дошкольников.
Исходя из цели, поставила задачи:
1. Формировать знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации.
2. Закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования.
3. Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Представляемый мной опыт работы ориентирован на педагогов, которые заинтересованы в улучшении взаимоотношений между мальчиками и девочками, вовлечении детей разного пола в совместную деятельность.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека.
И именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия.
Таким образом, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, гендерный подход решила реализовать через:
1. Организацию игровой деятельности. Гендерный подход предполагает соответствие методов руководства играми, их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.
2. Организацию предметно-развивающей среды, предусматривающей одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.
Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому я решила начать работу по данной теме с создания картотек игр различного направления.
• Картотека дидактических игр «Цветик-семицветик»
• Картотека сюжетно-ролевых игр «Для девочек и мальчиков»
• Картотека подвижных игр с учетом гендерного воспитания.
Также важным условием осуществления образовательной деятельности с учетом гендерного поведения является создание многофункциональной предметно-пространственной среды и наполнение ее как общими материалами так и специфическими, для мальчиков и девочек. Поэтому в группе, умывальной комнате, приемной поместила картинки с изображением мальчиков и девочек, различные маркеры, с акцентом на идентичность.
В групповой комнате четко выражены игровые зоны для девочек и мальчиков, совместных игр.
Уголок для чтения содержит литературные произведения, как для девочек, так и для мальчиков.
Подобрала раскраски с тематикой для девочек и для мальчиков.
Оформляем с детьми фотоальбомы «Я и мама», «Наши папы».
Сюжетная игра позволяет усвоить детям гендерное поведение, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделила особое внимание. Сюжетно-ролевые игры пополнила яркими атрибутами, костюмами, которые четко отражают специфику игр для девочек и для мальчиков. В этом также помогали родители воспитанников.
Игровую деятельность с учетом гендера использую в различных видах деятельности :
-режимных моментах:
Например, утренний приём - игры, направленные на содействии половой идентификации, воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.
На прогулке - подвижные игры, направленные на вовлечении детей раз-ного пола в совместную деятельность.
Свободная деятельность – дидактические игры, направленные на воспитание положительное отношения к разным социальным ролям, к необходимости их существования.
-непосредственно-образовательной деятельности.
К работе в направлении гендерного воспитания дошкольников активно привлекаю родителей. Так с родителями были проведены консультации «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», «Советы родителям по воспитанию сыновей», «Как воспитывать девочку».
провела родительское собрание на тему «Из чего же, из чего же сделаны наши детишки». Родители приняли участие в изготовлении гардероба для кукол, костюмов для сюжетно-ролевых игр, создании фотоальбомов.
В перспективе. Используя технологию гендерного воспитания Т. Н. Дорониной «Девочки и мальчики 3-4 лет в детском саду и семье» разработала перспективный план кружка по изо деятельности «Семья зайчат». Планирую реализовать работу кружка начиная со средней группы, т. к. именно средний дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания культуры гендерных отношений.
Практическая работа по данной теме рассчитана на три года (средний, старший и подготовительный возраст) в виде дополнительной образовательной деятельности.
Цель кружка: добиться, чтобы дети научились идентифицировать себя с представителями своего пола, умели соотносить свое полоролевое поведение с поведением других. Формировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, представления о «женских» и «мужских» видах деятельности.
Все это планирую достигнуть при помощи различных игр, художественной деятельности, работы с родителями.
От того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.