Субботина
Обобщение опыта по развитию речи «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "Сретенская СОШ" структурное подразделение - детский сад.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Обобщение опыта работы
Субботина Елена Владимировна
Воспитатель
Стаж – 21 год.
Сретенское 2019
Оглавление
Пояснительная записка. 3
Театральное развитие. 5
Ожидаемые результаты по возрастам 7
Публикация «Обобщение опыта по развитию речи „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Результаты: 11
Литература. 13
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
детей…”
(Б. М. Теплов)
Пояснительная записка.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Проведя обследования речи детей, я поняла, что у них небогатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, сковано их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Был сделан вывод, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Была выбрана тема: «Развитие речи через театрализованную деятельность».
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста через все виды театрализованной деятельности, направленной на формирование в детях творческого начала и своего - Я.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). Вызвать желание для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.)
4. Способствовать самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Принципы:
1. Систематизация занятий
2. Учет индивидуальных способностей каждого ребенка
3. Гуманность
Театральное развитие.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, музыку, звуки, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. А это так актуально для детей, которые с раннего детства привыкают видеть мир, порой, в «перевернутом изображении», искаженным, не таким ярким, красочным, каким является на самом деле. Через театрализованную деятельность возможно открытие прекрасного, которое окружает ребенка.
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, способность передавать свои эмоции, взаимоотношения, взаимодействия с другими детьми.
Задачи и методы:
• последовательное знакомство детей с видами театра;
• поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
• совершенствование артистических навыков детей;
• раскрепощение ребенка
• работа над речью, интонациями;
• коллективные действия, взаимодействия;
• пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• коррекционно - развивающие игры;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• отдельные упражнения по этике во время драматизации;
• подготовка (репетиции) и разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации : жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т. д.
Ожидаемые результаты по возрастам
Дети:
• во второй младшей группе формирование простейших образно-выразительных умений (например, имитация характерных движений сказочных животных);
• в средней группе обучение элементам образных выразительных средств (интонация, мимика и пантомима);
• в старшей группе совершенствование образных исполнительских умений;
• в подготовительной к школе группе развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку.
Родители:
• Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
• Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Результаты.
Для того чтобы влиять на развитие речи детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого фиксируются результаты
Диагностика детей (начало года)
Ф. И. рёбенка Возраст Связная речь Подбор слов близких по смыслу Образование слов Стихи Сказки
4 года + + - + +
4 года + - - + -
4 года + + - + -
5 лет + - - - -
5 лет + - - + -
4 года + - - + -
5 лет + +
- + -
4 года + - - + -
Высокий уровень: 0
Средний уровень: 37,5 %
Низкий уровень: 62,5 %
Диагностика детей (конец года)
Ф. И. рёбенка Возраст Связная речь Подбор слов близких по смыслу Образование слов Стихи Сказки
4 года + + + + +
5 лет + + - + +
4 года + + + + +
5 лет + - + + -
5 лет + - - + +
4 года + - + + -
4 года + +
+ + +
4 года + + - + +
Высокий уровень: 37,5 %
Средний уровень:62,5%
Низкий уровень:0%
Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 37,5%, средний повысился на 25%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.
Наблюдая за театрализованной деятельностью детей, сделала вывод, что дети стали понимать значение и роль театра, ориентироваться во всем многообразии его видов; научились «видеть» и показывать эмоциональные состояния других людей, быть раскрепощёнными и самостоятельными в свободной театрализованной деятельности.
Так же к детской театрализованной деятельности привлекаются и родители наших воспитанников. Они помогают в оформлении сцены, пошиве костюмов, и вместе с детьми играют в театральных постановках.
Проводя работу по данному направлению в единой системе, соблюдая все перечисленные выше педагогические условия, вижу её эффективность: дети стали более активными, инициативными, способными к организации самостоятельной театрализованной деятельности, к постановке новых инсценировок и выражению эмоциональных состояний героев произведений. У детей появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях, сформировалась привычка к свободному самовыражению.
Система работы по театрализованной деятельности детей, дала хорошие результаты. У детей заложены основы для развития связной речи, для формирования словаря. Они четко и выразительно читают стихи.
Таким образом, считаю, театрализованная деятельность в развитии личности бесценна. Она обогащает внутренний мир детей, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. С помощью театра дети получают представления об основных ценностях - добре, истине, красоте.
Анализ работы показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
Считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Занимаясь с детьми театром, ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что я на правильном пути, потому что театрализованная деятельность является благоприятной средой для развития речи и творческих способностей детей, т. к. можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Принципы реализации ФГОС.
-Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
-Сотрудничество организации с семьёй.
-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
-Возрастная адекватность дошкольного образования
Дальнейшая работа по данному направлению:
• продолжать всесторонне развивать детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, расширяя тематику игр-театрализаций, театрализованных представлений, разрабатывая планирование и конспекты, подбирая и расширяя диагностический инструментарий, атрибуты, создавая костюмы для постановок;
• продолжать создавать в образовательном пространстве ДОУ условия, способствующие развитию речи с помощью театрализованной деятельности с самого раннего возраста, используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей (ведь грамотная профилактика проблем в речевом, коммуникативном, эмоционально-волевом развитии дошкольников поможет снизить процент детей с данными нарушениями в развитии);
• разработать сценарии родительских собраний, тематических бесед с родителями по направлению данного проекта.
Литература.
1. Баранова Е. В, Савельева А. М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика – Синтез, 2008
4. Додокина Н. Д., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год
5. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
6. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.