Ирина Михайловна Кузнецова
Музыка и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта музыкального руководителя МБДОУ детский сад №11 Кузнецовой И. М
Тема: «Музыка и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Над данной темой я работаю на протяжении двух лет.
Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами воспитания у детей патриотических чувств через музыку.
Публикация «Музыка и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному краю, дому и своей семье, к истории и культуре страны.
В ходе изучения данной темы, я сделала следующие выводы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей.
Но как всё это привить детям дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания? Данный вопрос побудил меня изучить литературу, которая помгла мне узнать опыт, наработки других педагогов, отобрать тематический аудио и нотный материал.
Мной была изучена следующая литература:
Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
Л. И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
Е. К. Ривина «Государственная символика России»
Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).
Васина-Гроссман «Первая книга о музыке» Москва 1976г.
Ю. Васильев. «Рассказы о русских народных инструментах» Москва 1986г.
Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г. №2
Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г. №3
Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г. №5.
После изучения методической литературы и опыта коллег по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня патриотического воспитания дошкольников.
В результате мониторинга было выявлено, что:
- 5 % детей с высоким уровнем патриотического воспитания (сформирован);
- 35 % детей со средним уровнем (на стадии формирования);
- 60 % детей с низким уровнем (не сформирован).
По итогам мониторинга были определены образовательные потребности детей.
В своей работе с детьми по патриотическому воспитанию способствовала :
• Развитию интереса к национальной культуре, обычаям, традициям своего народа, малых народов Дальнего Востока, к многонациональной культуре народов России.
• Формированию чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и народным традициям.
• Формированию представлений о России как о родной стране.
• Воспитанию патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыкой, изодеятельностью, художественным словом.
Работу по патриотическому воспитанию использовала во всех видах музыкальной деятельности, на занятиях НОД, художественно-продуктивной деятельности, на праздниках, развлечениях, в свободное от образовательной деятельности время (прослушивание и изучение музыкальных произведений, народного фольклора, музыкально-дидактические игры, театрализованные, подвижные игры).
В течении учебного года были проведены мероприятия по патриотическому воспитанию :
1. Конкурс «Читаем дальневосточников» (старшая группа).
2. «Лосось – рыба мира» - (подготовительные группы) - совместная акция с ФГБУ «Государственный заповедник «Ботчинский» и СВТВ (Советско-Гаванское телевидение).
3. «Музыкальная викторина» (старшие группы).
4. Праздник птиц «Весна, весна, мы рады ей» (старшие группы).
5. Летний праздник «На зелёном лугу» (1-я младшая группа).
6. Летний праздник «В гостях у «хозяина тайги»» (старшие и подготовительные группы). На данном мероприятии через праздничную атмосферу дети расширили свои знания о праздниках, обычаях коренных народов Приамурья, познакомились с произведениями поэтов-дальневосточников Ефима Юдина, Петра Комарова, Роалида Добровенского. Пополнили запас национальных подвижных игр, таких как «Оленята и волк», «Рыбаки и рыбки», «Хэйро» (солнце). Закрепили знания о флоре и фауне дальневосточной тайги. Научились бережно относиться к природе, экологии родного края.
На протяжении всего праздника, который проходил на территории детского сада, звучала музыка малых народов Приамурья – «Увезу тебя я в тундру» в исполнении Кола Бельды, «Песня оленевода», «Хозяин тайги», «Рыбацкая песня», «Сказание о солнце-бубне», «Мой Нарьян-Мар», «Нанайский танец». Дети с удовольствием танцевали национальные танцы, импровизировали под народные мелодии. На празднике ребята повстречали Шамана и «хозяина тайги» Медведя.
7. Мультимедийные презентации «Коренные малочисленные народы Хабаровского края», «Древо жизни» «Хабаровский край, где мы живём» «Улицы родного города» «Памятные места Советской Гавани» (подготовительные группы).
8. Просмотр видеопрезентации «Эдэгейские танцы «Бой оленей», «Танец у реки»», «Возрождение Ульчского района», «ансамбль «Диро» «Тропою предков»», «Фестиваль «Живая нить». (старшие и подготовительные группы).
9. Досуг «Вечер танцев и подвижных игр народов Приамурья» (старшие и подготовительные группы).
10. Ночь в музее- праздник «Сородэ, Киа Хала», посвящённом Международному дню коренных народов мира (подготовительные группы).
11. Праздник «Мы помним твой подвиг, солдат» посвящённый Дню Победы (старшие и подготовительные группы).
Проводила работу по данной теме через кружок «Маленький патриот» в
подготовительной группе.
Цель кружка: Воспитание толерантной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.
На протяжении учебного года дети в кружке знакомились с историей родного города, страны. Использовала такую тематику, как «Наша Родина – Россия, наш язык - русский», «Забавы вокруг печки», «Мама, папа и я – Совгаванская семья», «Хабаровский край на карте России», «День неизвестного солдата», «Мой любимый детский сад», «День защитника Отечества», «Добро и зло – мир и война» и др.
• Провела праздники и развлечения:
1. «Прогулка в осенний лес» (1-я младшая группа)
2. «Заяц – огородник» - народный фольклор (2-я младшая группа).
3. «В гостях у Лесовичка» - народный фольклор (средние группы).
4. «Подарки для мамы» (старшие группы).
5. «Приглашаем вас в кафе» (подготовительные группы)
6. «Мы будущие солдаты» (2-е младшие группы).
7. «Подрастём и будем сами Родину мы защищать» (средние группы)
• Принимали участие в районном конкурсе ко Дню Матери (вокал) (старшая группа).
• Провела мероприятие совместно с с ФГБУ «Государственный заповедник «Ботчинский» и СВТВ (Советско-Гаванское телевидение) «Дед Мороз из «Ботчинского заповедника»».
• Провела викторину о Советской Гавани (старшие группы);
В рамках работы по данной теме были привлечены к сотрудничеству родители (законные представители) воспитанников, которые стали активными участниками образовательных отношений в рамках патриотического воспитания детей. С представителями родительской общественности был проведё н цикл мероприятий:
• Квест-игра «Улицы нашего города»;
• Семейный вечер «Мама, папа и я – музыкальная семья»;
• Консультации «Классическая музыка как средство нравственного воспитания старшего дошкольника», «Музыка начинается в семье», «Фольклор в детском саду»;
• Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей через кружковую работу»;
• Детско-родительская творческая акция «Новогодняя сказка» (оформление групп);
• Выставка фотографий «Мой отдых с семьёй», «Наш праздник»;
• Индивидуальные консультации по запросу родителей;
• Участие родителей в праздничных мероприятиях «Подарки для мамы», «Приглашаем вас в кафе», «Там, где рождаются Снегурочки», «Подрастём и будем сами Родину мы защищать»;
• Во время самоизоляции по COVID-19 активно привлекала родителей (законных представителей) к работе на официальном сайте МБДОУ (дополнительное образование, где предоставляла материал для изучения детьми совместно с родителями:
- «Российская символика» : презентация «День Российской символики», стихи о России, «Родная песенка» муз. Филиппенко (для разучивания).
- «День Победы» : презентации «Хроника Победы, «Детство, опалённое войной», стихи к 9 мая, «Песня о великой победе», материал для разучивания песни «Вечный огонь».
- ВОВ в изобразительном искусстве: презентация «ВОВ глазами художников», стихи о Родине.
- «День России» : презентации «Берёза – символ России», «Народные праздничные обряды», стихи о России.
Родители отметили, что стали более компетентными в вопросах патриотического воспитания своих детей, у представителей родительской общественности сформировалось устойчивое представление о взаимосвязи патриотического воспитания со становлением личности ребёнка.
Таким образом, в результате работы над темой патриотического воспитания, у детей сформировались :
• патриотические чувства, правильное отношение к миру, стране, природе;
• интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края;
• особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными, которые отразились в детском творчестве;
• осознание высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включала :
1. Выступление на педагогическом совете «Музыка и патриотическое воспитание дошкольников»;
2. Участие в вебинаре «День Победы в детском саду»,
3. Участие в 12-ти онлайн конференций Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России».
Во время работы по данной теме был подобран, разработан и изготовлен демонстрационный и дидактический материал для совместной деятельности с детьми, пополнена предметно-развивающая среда:
• Создана музыкальная копилка :
- Песни военных лет.
- Детские песни о войне.
- Песни к 23 февраля.
- Песни о Родине.
- Песни о маме, папе, семье.
- Песни малых народов Хабаровского края.
• - Видео ко Дню Победы, 23 февраля, жизнь и обычаи малых народов Приамурья.
• - Презентации ко Дню победы, ко Дню России, о малых народов Хабаровского края.
• Фотоальбомы на тему «Музыка и патриотическое воспитание» (отчёты о проводимых мероприятиях).
• Оформлен патриотический уголок в музыкальном кабинете, где представлены:
- Папка-раскладушка «Россия» (флаг, герб, Президент, столица – Москва, денежные знаки, многонациональность, природа)
- Символика г. Советская Гавань, Хабаровского края
- Фотоальбомы : «Советская Гавань (к 50-летию города, «Краски императорской Гавани», «Советская Гавань» -фотограф Е. Спирин (сотрудник «Ботчинского заповедника»)
- Набор открыток картин художника В. Рогачёва «По Хабаровскому краю»
- Литература: А. И. Алексеев «Утро Советской Гавани», сборник очерков и воспоминаний «Наш судоремонтный», А. К. Чёрный «Край свершений и мужества»
- Детская литература: хрестоматия по дальневосточной литературе «Лукошко», Е. Кохан «Как живёшь, воробей?»
- Сборник авторских песен Н. Сесёлкиной «Край Хабаровский, дальневосточный»
- Творческие поделки (из бересты) народа – Орочи: чум, куколка, омулет.
- Наглядный материал по русскому народному фольклору.
• Силами сотрудников ДОУ пошиты детские национальные костюмы малых народов Хабаровского края (для девочек и мальчиков).
• Пополнена атрибутика для оформления музыкального зала к праздникам по патриотическому воспитанию.
Работу по патриотическому воспитанию детей считаю удовлетворительной. Повысился уровень моей профессиональной компетентности по теме «Музыка и патриотическое воспитание дошкольников». Цель достигнута через решение поставленных задач.
В перспективе я планирую ввести проектную деятельность при организации детско-взрослого взаимодействия с целью патриотического воспитания детей.