Елена Уфрутова
Обобщающий урок русского языка в 8 классе коррекционной школы «Местоимение»
▼ Скачать + Заказать документы
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе коррекционной школы
Тема урока : Местоимение (обобщение)
Цель урока : Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
Публикация «Обобщающий урок русского языка в 8 классе коррекционной школы „Местоимение“» размещена в разделах
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении изученного;
коррекция мышления на основе упр. в классификации лица и падежа местоимений
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
Оборудование: карточки, картинки, фильм с физминуткой, цветок с семью лепестками; пазл с картиной.
Ход урока. I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
II. Введение в тему урока.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?
- Верно, это наши друзья местоимения. --Тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
Работать будем не в тетрадях (ученикам розданы листы с заданиями)
III. Психологический настрой
Учитель:
- Сначала предлагаю вам настроиться на работу. (дети хором повторяют за учителем) :
Я смогу выполнить все задания
У меня все получится
Желаю успехов себе и друзьям
IV. Актуализация знаний
Массаж кистей рук.
1. Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
2. После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.
3. А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
4. Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК (выполнить задание, получить БУКВЫ – в конце урока нужно собрать слово (МЕСТОИМЕНИЕ)
На каждом лепестке задание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, …выполнить задание ….
Задание 1.
А / Я и мы, ты и вы.
Он, она, оно, они-
Все слова отличные.
Важные и личные.
Это, без сомнения
Все местоимения.
Назовите местоимения в этом стихотворении.
Дополните определение:
, ,, ,, ,, … – это. Местоимение – это ___, которая не ___предмет, а только ___ на него. Личные местоимения употребляются вместо имени.
Б/
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
В, НА, НОС, Я,, ОН, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
- Здесь записаны разные части речи.
- Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).
Предлоги - в, на,
Им. существительное - нос.
Глаголы - мнём.
Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы
Задание 2.
1. Ребята давайте вспомним, как изменяются личные местоимения.
2. Перед вами глаголы, подберите к каждому из них личные местоимения.
А что означает слово ПОДКОРМИТЬ? Кого мы можем подкормить зимой?
В зимние время, как никогда мы должны не забывать о братьях наших меньших – птицах. Мы можем помочь им, подкармливая их, делая для них кормушки.
Подберите к каждому глаголу личные местоимения. Впишите их.
подкормишь подкормят
подкормим подкормлю
подкормит подкормите
Задание 3. Упражнение «Кормушка»
Соедините прилетевших воробьев стрелками с нужными кормушками, для этого поставьте местоимения в именительный падеж.
Ребята этим упражнением мы вспомнили еще одно свойство местоимений – они изменяются по падежам
Дополним определение:
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица в единственном и множественном числе изменяются по падежам, то есть … .
Местоимение отвечает на тот же вопрос, что и существительное, которое местоимение заменяет.
Задание 4. Упражнение (в парах) .
-Зачем нам нужно местоимение?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменю имена!
Вставьте вместо изображения дятла существительное или местоимение в нужном падеже, чтобы текст был понятным, без повторений.
Проверяем…
Живет в лесу. Спинка у ___ черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит ___ вверх, клювом по коре стучит. Нашел ___ в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет ___ шишку в трещину и семена выбирает.
Найдите в тексте местоимение с предлогом. Как пишутся местоимений с предлогами?
Дополните определение :
Местоимения с предлогами всегда пишутся … .
В 3 лице к местоимению добавляется буква, если оно стоит после предлога.
ФИЗМИНУТКА (для глаз и движения руками –мультфильм под песню «Я, ты, он, она…» исполняет детская группа «Непоседы» ( задание: когда слышат местоимение – поднять руку вверх)
Я, ты, он, она-
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.
- Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла певица София Ротару.
Задание 5. Упражнение «Исправь речевые ошибки».
Найдите в каждом предложении ошибку в правописании местоимений. Объясните правильное написание.
Устно определите лицо, число и падеж данных местоимений.
ИХ, ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕЁ, ЕВОШНИЙ, ЕГО.
Снегири и свиристели прилетают кнам на зимовку. Ихняя пища – мороженые ягоды рябины и калины. Не долго нас осталось ждать дорогих гостей.
ЗАДАНИЕ 6.
Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).
На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Прочитаем отрывки, вставляя местоимения карандашом и подчеркивая существительные, на которые они указывают.
1) Ветер, ветер!
…. могуч! (Ты)
2) Чем …., гости,
Торг ведёте
И куда теперь плывёте? (вы)
3) Корабельщики в ответ:
«…. объехали весь свет.» (мы)
4) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
…. бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Он)
5) Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит …, не хлещет. (оно)
6) А царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом …. гонца,
Чтоб обрадовать отца. (она)
Из какой сказки эти строчки? («Сказка о царе Салтане»)
Задание 7.
Игра «СОБЕРИ ПАЗЛ» (к каждому правильному ответу – пазл с цифрой (собирается картинка на доске)
1. Из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Те) (ТЕСТО)
2. Какие местоимения самые чистые (Вы-мы-ты)
3. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное? ( Я: за-я-ц)
4. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить средство умывания? (Мыло)
5. Какие местоимения встречаются на русских дорогах? (Я-мы)
6. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (Оно)
7. Сколько личных местоимений в слове семья? (7-я)
8. Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты)
9. Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Тыква)
V. Итог урока (собрали по буквам слово «МЕСТОИМЕНИЕ»)
- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.
- Что такое Местоимение?
- Расскажите о его значении
- Какие местоимения относятся к 1,2,3 лицу?
-Как изменяются местоимения 3 – го лица?
-Как пишутся местоимения с предлогами?
Какая буква добавляется к местоимениям 3- го лица?
Рефлексия за работу на уроке я классу за дарю большое солнышко:
-Сегодня мы хорошо поработали, поднимите табличку (солнышко + тучка, который соответствует вашему настроению
Карточка каждому ученику
___
1.
Я и мы, ты и вы.
Он, она, оно, они-
Все слова отличные.
Важные и личные.
Это, без сомнения
Все местоимения.
Назовите местоимения в этом стихотворении.
Дополните определение:
, ,, ,, ,, … – это. Местоимение – это ___, которая не ___предмет, а только ___ на него. Личные местоимения употребляются вместо имени.
2.
В, НА, НОС, Я,, ОН, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
3.
Подберите к каждому глаголу личные местоимения. Впишите их.
подкормишь подкормят
подкормим подкормлю
подкормит подкормите
4.
Живет в лесу. Спинка у ___ черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит ___ вверх, клювом по коре стучит. Нашел ___ в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет ___ шишку в трещину и семена выбирает.
5. Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.
Тянулся к (он)___
беспокоился о (она)___
наблюдал за (они)___
разговаривал с (он)___
спросил у (он)___
остановился перед (он)___
возвышался над (она)___
привезли к (она)___
ходил за (она)___