Анастасия Пархомцева
Обобщающий педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
Публикация «Обобщающий педагогический опыт» размещена в разделах
Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира. Педагог должен создавать ситуацию, в которой может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может :
- регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведение информации, но и мышление.
Пример на прогулке: На какую геометрическую фигуру похожа песочница?
Куда улетают птицы в осенний период и зачем?
В группе: Зачем мы соблюдаем режим дня?
-Регулярно предлагая детям открытие, творческие вопросы, в том числе – проблемно – противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
Пример: В разновозрастной группе у детей возникают конфликтные ситуации: «Из чего сделан предмет?». Создаётся проблемная ситуация, где воспитатель вместе с детьми открывает что-то новое и интересное.
- Позволяя детям определиться с решением обсуждения той или иной ситуации;
Пример: Если ребенок поступил не правильно по отношению к сверстнику, то этот вопрос выносится на обсуждение вместе с детьми, где принимается решение, как мы должны общаться и играть в нашей группе.
- предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч наглядные модели и символы, в тех случаях когда детям трудно решить задачу.
Работая воспитателям в разновозрастной группе, следует учитывать интересы детей разного возраста. Я второй год работаю над развитием познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе, в ходе которого столкнулась с определенными плюсами и минусами. Примером которого, является уход за растениями: цветы на клумбах, комнатные растения. Когда взрослые дети ухаживают за цветами: поливают, орошают землю, малыши с интересом наблюдают и проявляют желание повторить и сделать также, но и недостатков тоже не избежать, особенно когда старшие дети играют в ту или иную игру, а малышам хочется узнать, что там происходит, чем они занимаются и непременно возникает конфликт, т. к. малыши еще не понимают смысла всей игры, а старшие дети не хотят с ними играть.
Основная ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов.
Мы с детьми реализовали краткосрочный проект «Наше здоровье - в наших руках». Дети принимали активное участие в проекте. Они узнали, что не только надо делать зарядку, чтобы быть здоровым, но правильно питаться, соблюдать режим дня, делать дыхательную гимнастику, воздушные процедуры. Также дети проводили интервью с родителями. В подведении итогов по проекту мы сделали плакат «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
Познавательная деятельность взаимосвязана со всеми видами деятельности, прежде всего с предметной: ориентирование в пространстве (проведение зарядки, форма предметов (игра «Кубики», «Кукольный дом», цвет (игра «Светофор»).
Экспериментирование: Вода ( открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы…., песок (цвет, свойства, тесто (состав, свойство, форма).
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.
Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.
Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.
Коммуникативная деятельности: Дети при общении со взрослыми, сверстниками часто высказывают свое мнение, настаиваю на чем-то, идет обсуждение вопросов.
Конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства. ( Например: аппликация, лепка, пазлы, мазайки).
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.