Юлия Ширяева
Педагогический опыт «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск путей взаимодействия. Всем известно, что взаимодействие держится на трех китах – родитель, воспитатель, ребенок. Проблема в том, что в последнее время в семье снижается воспитательный потенциал. Эту ситуацию можно исправить за счет включения семьи в образовательный процесс.
Публикация «Педагогический опыт „Инновационные формы работы с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
И поэтому перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей.
Для достижения данной цели, работа ведё тся над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Для этого можно применить следующие формы работы с родителями :
1. Родительское собрание. Проводится в разных формах : форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, анкетирования, тестирования.
2. Совместные праздники. Самым любимым видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. Особое удовольствие приносит детям, когда родители погружаются в мир детского праздника.
3. Выставки – коллекции, тематические выставки. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции.
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия - в которые входят «мегазярядка», разного рода эстафеты и соревнования.
5. Дни открытых дверей - когда родители могут понаблюдать и поучаствовать в образовательном процессе.
6. Родительская почта. В нашей группе существует «Сундучок-доверия». В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.
7. Разные акции - экологические, социальные, тематические.
8. В педагогической практике мною используются различные виды наглядности:
уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера.
9. Разнообразные выставки, информационные листки, памятки для родителей, брошюры, устный журнал, папки–передвижки, стенгазеты, электронные дневники.
10. Совместные проекты. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Этот метод, цель которого - объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Для детей эффективен проект тем, что дает возможность ребенку получать знания, роль взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности детей, помочь найти информацию по теме, создать развивающую среду и закреплять эти знания в семье, развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах. Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие;
- учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, может найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.