Людмила Валуева
Обмен опытом работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) «Проведение групповых родительских собраний»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями (законными представителями) всегда считалась одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя.
Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями (законными представителя-ми, видит положительный опыт каждой семьи, а также проблемы и трудности.
Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию.
Публикация «Обмен опытом работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) „Проведение групповых родительских собраний“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями (законными представителями). Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
С первого дня, как ребенок переступил порог дошкольного учреждения, педагоги и родители - это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.
Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями. Они помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания, развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию.
Однако, родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, посетить собрание или они считают, что и так всё уже знают о своём ребёнке. Поэтому нам очень важно и нужно заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией и эффективно провести родительское собрание.
Требования к проведению родительского собрания :
- групповое родительское собрание необходимо проводить 1 раз в два месяца в зави-симости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время;
- тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения;
- осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания;
- осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания;
- знакомить администрацию дошкольного образовательного учреждения с решениями группового родительского собрания.
В своей группе проведение родительских собраний мы осуществляем в соответствии с Годовым планом работы дошкольного подразделения (4 раза в год, с последующим оформлением протоколов установленной формы.
Существуют разнообразные формы и методы работы с семьями воспитанников.
Какие используем мы в своей группе?
- Традиционные;
- Вечер вопросов и ответов;
- День открытых дверей;
- Анкетирование;
- Использование мультимедийных презентаций;
- Показ практических НОД с детьми и др.
Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение - дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Важно отметить, что родители должны знать, чему будет посвящено мероприятие еще до его проведения, однако в начале собрания не лишним будет еще раз напомнить его тему. Необходимо поблагодарить тех, кто смог прийти!
Этапы проведения родительских собраний :
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Подготовку к родительскому собранию мы начинаем как минимум за две-три недели.
Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания объявления с повесткой дня собрания.
Выставляем в родительском уголке папки-передвижки по теме собрания, например «Роль семьи в воспитании ребенка», различные памятки «Как подготовить ребенка к школе» (содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом).
Подготавливаем выставки детских работ продуктивной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, проводимых педагогом дополнительного образования.
2 этап. Проведение родительского собрания.
Для проведения собрания создаем условия : удобно располагаем мебель (стулья и столы, раскладываем ручки, листы бумаги для записей, а также продумываем,кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
В вводной части родительского собрания стараемся организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивиро-вать на совместное решение проблем путем сообщения темы, формы собрания.
Основная часть собрания, как правило, начинается с выступления воспитателя группы, специалистов дошкольного подразделения, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы с приведением примеров из практики воспитания детей в семье и детском саду, просмотром видео фрагментов занятий с детьми и т. д., что способ-ствует лучшему восприятию темы собрания.
Включаем вопросы:
- Анализ достижений детей группы (знакомим родителей с общими результатами деятельности детей по реализации ООП ДО,с самого начала предупреждаем родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе индивидуальной беседы.
- Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в группе (делимся наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях, где дети получают опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми; стараемся избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка).
- Психолого-педагогические вопросы (приглашаем педагога-психолога, предлагаем родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках и т. д.).
- Обсуждение организационных вопросов (организация совместных мероприятий, привлечение к участию в жизни группы и т. д.).
- Личные беседы с родителями (стараемся помогать родителям в вопросах воспитания и развития их детей, стремимся обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь, предлагаем помощь педагога-психолога. Считаем очень эффективной тактику присоединения: «Я вас очень понимаю!», «Я с вами согласна!»).
Наши родители на собрании - активные участники и партнеры в обсуждении различных тем и проблем в воспитании и развитии детей, в решении сложных вопросов.
Уделяем большое внимание вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни - ЗОЖ.
Приглашаем на родительские собрания специалистов дошкольного подразделения, работающих с детьми.
Рассматривались вопросы:Работа по сохранению и укреплению физического и психи-ческого здоровья воспитанников через оптимизацию двигательного режима. Реализация образовательной области «Физическое развитие». Презентация «Движение - это жизнь». О результатах педагогической диагностики развития детей по ОО «Физическое развитие». Организации активного отдыха в семье и совместной работе ДОУ и семьи по физическому воспитанию детей (протокол № 2 от 28.11.2018).
Освещались вопросы о необходимости соблюдения санитарных норм и недопущения заболевающих детей в детском саду. Даны рекомендации по профилактике заболеваний ОРВИ и гриппа.
Проведены консультации : «Здоровье и физическое развитие дошкольника», «Безо-пасность в летний период», «Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста», «Где найти витамины зимой?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Авторитет родителей в глазах детей», «Роль родителей в подготовке ребенка к школе», «Адаптация детей 3-х лет к условиям детского сада».
Привлекаем родителей к участию в массовых мероприятиях оздоровительного характера:
- Городская семейная спартакиада «Папа, мама, я – спортивная семья» - семья Мухиных, Диплом управления образования администрации города Тулы за волю к победе;
- Семейный спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» - семья Захаровых – Грамота МБОУ «ЦО № 19», 1-е место среди групп старшего дошкольного возраста, за здоровый образ жизни, приобщение детей к физической культуре и спорту.
Находят отражение и вопросы безопасности детей:
- Памятка родителям об охране жизни и здоровья детей;
- Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон.
Хочется отметить желание родителей делиться своим опытом семейного воспитания: семья Шишкиных, Мухиных, Мужичковых «Активный отдых в выходные дни».
Общение с родителями у нас носит доброжелательный характер. Доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
Для того чтобы заинтересовать родителей, мы используем видеоматериалы проведения НОД с детьми в режиме дня: «Роспись филимоновской лошадки», презентации «В гостях у сказки», «Украсим землю цветами», «Наши успехи и достижения», фотогазеты «Наши выпускники», «Зимние развлечения».
Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний позитивного характера.
Используем на собрании форму анкетирования, из результатов, которых мы узнаем о проблемах родителей в воспитании ребенка. Исходя из этого, на последующем собрании мы даем советы по интересующим их вопросам.
Мощный стимул активизации родителей – это поощрения, вручение дипломов, благодарственных писем за оказание помощи и участия в жизни группы, сертификатов за участие в совместной деятельности, конкурсах разного уровня:
- Всероссийский детский творческий конкурс «Снеговик0» 2016/ 2017: семьи Перекре-стовых, Скоропуповых - сертификаты участников;
- Конкурс среди родителей (законных представителей) «Кулинарная фантазия», по-священному празднику «День Матери» - семьи Жуковых, Кокоревых, Атлихановых – Благодарность МБОУ «ЦО № 19»;
- Совместная выставка поделок из природного материала «Осенняя пора очей очаро-ванье!» - семьи;
- Творческая выставка «Наши увлечения» - семьи;
- Выставка совместных поделок «Новогодний калейдоскоп» - семьи Перекрестовых, Жуковых, Гуськовых, Гордеевых, Федичивых, Счастных, Калиновых, Мужичковых, Кокоревых, Захаровых, Хомяковых, Пановых, Атлихановых, Скоропуповых, Ушаковых; - Благодарность администрации МБОУ «ЦО № 19» дошкольное подразделение.
За активное участие в жизни группы, за проявленное мастерство и старание, за твор-чество и вдохновение родители (законные представители) Гордеева С. В, Мужичкова Е. М. имеют благодарности от коллектива группы «Сказка».
Как правило, в конце собрания есть вопросы «О разном» - обсуждаем вопросы со-держания ребенка в детском саду, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ, знакомство с НПА.
Заранее стараемся продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов заранее решаем с Советом родителей.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : делаем выводы, форму-лируем необходимые решения, даем информацию о следующем собрании. Важно выяс-нить и отношение родителей к проведенному собранию, их оценку и пожелания, все это впоследствии становится предметом размышлений.
Предметом анализа являются и вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и др.
По окончании собрания подводим итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе, подписанные председателем собрания и секретарём.
Групповые родительские собрания оформляются протоколом, в котором фиксируются:
- дата проведения родительского собрания;
- количество присутствующих;
- приглашенные (ФИО, должность);
- повестка дня;
- ход обсуждения вопросов, выносимых на родительское собрание;
- предложения, рекомендации и замечания родителей (законных представителей, пе-дагогических работников, приглашенных лиц;
- решение родительского собрания.
Протоколы родительских собраний подписываются председателем и секретарем ро-дительского собрания. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года. Хранятся протоколы у воспитателей группы с момента приема детей до выпуска в школу (например, как подтверждающие документы для прохождения процедуры аттестации).
Информацию об итогах родительского собрания доводим до администрации дошкольного подразделения.
После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с нами, прислушиваются к нашим советам и в итоге - больше доверяют нам.