Подоситникова Наталья
Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №62 комбинированного вида
Выступление на районном методическом объединении
«Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема
«Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»
Воспитатель
Подоситникова Наталья Витальевна
Голицыно
26.02.2019
Введение
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.
Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка. развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Актуальность
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Это очень важная и трудно решаемая задача. В современном обществе активно используются компьютерные технологии не только на работе, но и в быту. Дети с малых лет знакомы с различными гаджетами, компьютерными играми, современными технологиями, умело пользуются ими и проводят достаточно большое количество времени с гаджетами в руках. Существует огромный выбор развивающих мультиков и игр на телефоне и планшете. Дети мало времени проводят в реальном общении со сверстниками, мало гуляют, мало разговаривают. Активный ритм жизни родителей не позволяет им проводить достаточное количество времени в разговорах с ребенком, беседовать с ним на различные темы.
Таким образом, видна актуальность и необходимость регулярного использования дидактических игр для развития речи детей. Ведь успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Цель
Обобщение опыта об использовании различных дидактических игр по развитию речи в процессе обучения дошкольников и создание условий для развития речи дошкольника посредством дидактических игр.
Задачи
1. Определить значение дидактических игр и упражнений в развитии речи дошкольников.
2. Создать предметно - развивающую среду в группе.
3. Изучить и использовать в работе имеющиеся дидактические игры для развития речи детей.
4. Разработать и использовать в работе дидактические игры для развития речи детей.
Теоретическая часть
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Остановимся подробнее на основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно - печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Словесные игры построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут - это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Виды речевых дидактических игр :
1. Игры для формирования фонематической стороны речи. То есть это игры направленные на определение конкретного звука в слове, его местоположения, последовательности звуков в слове.
2. Игры для развития лексического запаса, то есть это игры направленные на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса детей, а также на устранение нелитературных слов употребляемых детьми, исправление ошибочных произношений и ударений.
3. Игры для развития грамматической стороны речи, то есть словоизменения. Такие игры учат детей правильно склонять слова, в зависимости от падежа, рода и числа, правильно использовать слова с предлогами.
4. Игры для развития связной речи. Формирование связной речи происходит у детей в тесной взаимосвязи с развитием всех сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). Это игры, которые учат детей вести монолог и диалог.
Практическая часть
1. Игра «Слова. Один-два-много». Игра предназначена для игр и упражнений по развитию грамматического строя речи у дошкольников и младших школьников. Дополнительно ее можно использовать для развития словаря, связной речи и коммуникативных навыков.
Описание игр и упражнений
1. Игра «Шар-шары». Предназначена для образования множественного числа. Задача заключается в том, чтобы к карточке «1 предмет» собрать все карточки множественного числа («2 предмета» и «5 предметов»). Игрокам выдается от 1 до 3 карточек «1 предмет», остальные карточки остаются у ведущего. Каждый ребенок называет все свои карточки. Далее ведущий берет из стопки карточку, показывает ее детям. Тот ребенок, у которого есть карточка с этим предметом в единственном числе называет карточку и забирает ее к себе.
2. Игра «Много ягод». Предназначена для образования родительного падежа множественного числа. Игрокам необходимо найти пару «1 предмет» - «много предметов». Игроки вытягивают по одной карточке. Каждый подходит со своей карточкой к другому игроку и спрашивает «У меня есть… (одна ягода, например). У тебя есть… (много ягод?». Игроки, нашедшие пару, поднимают карточки и громко говорят «Много ягод, много ягод».
3. Игра «Только торты». Предназначена для согласования существительных с числительными, образования множественного числа, родительного падежа множественного числа. Необходимо собрать к своей карточке «1 предмет» полную линейку карточек. Игрокам выдаются по 2-3 карточки «1 предмет», остальные карточки остаются у ведущего. Каждый ребенок называет все свои карточки вместе с числительным (например, «У меня один торт») и объявляет «Я собираю торты». Затем ведущий берет из стопки карточку, показывает ее детям. Игрок, у которого есть карточка с этим предметом, называет изображение (например, «два торта», «нет тортов») и забирает карточку себе.
2. Игра «Слова. Обобщения». Набор «Обобщения» предназначен для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников, для знакомства со словами-обобщениями и закрепления их употребления, а также для расширения словарного запаса ребенка.
Описание игр и упражнений
1. Собери «Вид». Игра предназначена для формирования видовых обобщенных понятий и закрепления их в речи. Игроки выбирают по карточке «Вид» (самостоятельно или на выбор). Остальные карточки у ведущего. Ведущий достает по одной и показывает игрокам. Ребенок, который собирает этот «Вид», должен назвать то, что изображено на рисунке и слово-обобщение. Например, «Это одуванчик. Цветок». Затем он забирает карточку и прикладывает ее к своей карточке «Вид». Побеждает тот, кто первым правильно соберет максимальное количество карточек своего вида.
2. Собери «Род». Игра предназначена для формирования родовых обобщенных понятий и закрепления их в речи. Игроки выбирают карточку «Род» (растения
, животные или предметы). Карточки «Слово» в руках у ведущего или в мешочке. Ведущий берет по очереди карточки и показывает игрокам. Ребенок, который собирает карточки этого рода, называет то, что изображено на рисунке, и слово-обобщение – родовое понятие. Например, «Это одуванчик. Растение». Затем он забирает карточку и прикладывает ее к карточке «Род». Если игрок взял не свою карточку – он возвращает ее в колоду, пропустив таким образом свой ход. Побеждает тот, кто первым соберет максимальное количество карточек своего рода. Можно работать в парах.
3. Домино «Обобщения». Игра предназначена для закрепления видовых и родовых обобщенных понятий и использования их в речи. Игровая задача выбросить все карточки. Игрокам раздаются по 3 карточки, остальные находятся в мешочке. На столе выкладывается карточка «Старт». Первый ходящий выкладывает любую карточку «Слово». Следующие игроки по очереди выкладывают к ней в цепочку карточки данного вида. Если у игрока нет нужной карточки, он может пропустить ход или при наличии карточки «Вид» выложить ее в цепочке и задать, таким образом, начало новой цепочки слов-обобщений. Игрок может в любой свой ход выложить "Вид" к свободной стрелке на карточке «Старт» и задать начало новой цепочке слов-обобщений. Игроки берут карточки из колоды после каждого хода. Когда в колоде карточки закончатся, игроки доигрывают теми, которые остались в наличии.
3. Буквы. Большой комплект магнитных материалов. Основная задача комплекта состоит в том, чтобы познакомить ребенка с буквами, с образом буквы, научить соотносить звук с буквой, выкладывать слова из букв по образцу и на слух. Дополнительные возможности: тренировка чувства ритма (выкладывание узоров и бордюров, звуковой анализ слов, определение характеристики звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие) и их последовательности в словах.
Описания игр и упражнений
1. Узоры. Эта игра для тренировки чувства ритма, визуального анализа фигур, подготовки к чтению и письму. Ребенку необходимо выложить на бланке-задании узор или картинку из магнитных элементов букв. Ребенок устно анализирует изображение (Сколько элементов? Какие элементы). Затем отбирает нужные элементы и собирает предложенный образ. Можно составить узор/бордюр самостоятельно без бланков-заданий, обращая внимание на разлиновку планшета. Также можно задать начало узора/бордюра и предложить другу его продолжить.
2. Буквенный конструктор. Упражнение предназначено для развития аналитико-синтетической деятельности на основе умения разбирать на элементы образы букв и собирать их. Буквы на бланках подобраны парами по схожести элементов. Ребенку необходимо собрать букву из соответствующих элементов. Упражнение имеет несколько вариантов: ребенок выкладывает букву по образцу взрослого, перед ребенком выложена буква с недостающим элементом, ребенку предлагается определенный набор элементов, из которых нужно собрать букву, перед ребенком лежит собранная из элементов буква и ему нужно убрать или переместить любой элемент, чтобы получилась другая буква.
3. Собери слово. Игра предназначена для формирования первоначальных навыков чтения и письма. На бланках подобраны слова из 3-4 букв. Ребенку необходимо выложить слово по образцу. Также можно играть в эту игру без бланков-заданий. Взрослый либо пишет маркером, либо выкладывает слово, и ребенок повторяет за ним. Взрослый произносит слово, и ребенок должен на слух определить все буквы в слове, их последовательность и выложить его из магнитных элементов.
4. Выложи слово. Необходимо выложить слова по контурным буквам, либо по образцу. Здесь также как и в предыдущей игре есть два варианта игры без использования бланков-заданий. Взрослый либо пишет либо выкладывает слово, и ребенок повторяет его. Взрослый называет слово, и ребенок анализирует слово, количество букв, какие буквы есть в слове, их последовательность и выкладывает слово из магнитных букв.
5. Выложи фразу. Необходимо выложить фразу по контурным буквам. Можно также играть без использования бланков-заданий. Ребенок выкладывает фразу по образцу взрослого. Можно выложить текущую дату, предстоящие праздники, поздравления. В ролевых играх можно выкладывать афиши, вывески, объявления и т. д.
Также можно использовать эту игру в организованной образовательной деятельности. Например, попросить детей выложить тот или иной звук из отдельных элементов или написать слово.
4. Дидактическое домино из фетра. Предназначено для развития сенсорного восприятия, изучения и дифференциации звуков. На фетровые заготовки наклеены изображения звуков и картинки. Звуки поделены на гласные, твердые согласные и мягкие согласные, также буквы «Ъ» и «Ь», которые звуков не образуют. Все виды звуков отличаются цветом. Гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые, буквы «Ъ» и «Ь» - черные. Можно использовать в процессе организованной образовательной деятельности. Например, воспитатель показывает детям картинку на соответствующую тему, а дети ищут у себя «доминошку» со звуком, на который начинается то, что изображено на картинке. В остальных случаях дети играют по принципу обычного домино.
5. Сказка из фетра. Игра состоит из вырезанных из фетра разнообразных геометрических фигур разного цвета и размера. Во время проведения этой игры у детей развивается воображение, связная речь, пространственное мышление. Детям предлагается «нарисовать» из фетра картинку на определенную тематику («Что ты видишь за окном», «Мой лучший день», «Поздравление для мамы/папы» и т. д., они начинают из геометрических фигур складывать какое-то изображение. Затем составляют краткий рассказ-описание того, что изобразили. Можно также придумать и нарисовать собственную сказку.