Мичурина Анастасия
Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Обмен опытом
по «Познавательному развитию»
«Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных математических представлений»
Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие»,- говорила Мария Монтессори.
Публикация «Опыт работы „Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП“» размещена в разделах
- Диагностика
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика - это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Математическое мышление природой заложено в человеке.
И наша задача - помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.
Для определения эффективности своей работы во второй ранней группе, я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством игровых ситуаций. Творческий подход в проведении диагностики дает возможность не только в точном определении эффективности усвоения программного материала, но и развивает интерес ребенка к этим занятиям.
Задача педагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны какие либо рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Результаты диагностики использую для
поддержки ребенка и построение его образовательной траектории
Основные методы которые использую для мониторинга, является наблюдение, беседами с детьми, и игровая ситуация.
Но прежде чем наблюдать, изучаю показатели по образовательной области «Познавательное развитие», по которым необходимо сделать выводы.
Педагогическую диагностику провожу 2 раза в год: в середине и в конце учебного года. На основании полученных результатов заполняю индивидуальные карты развития ребенка, затем оформляю дневник индивидуального развития и составляю индивидуальный маршрут развития.
Предлагаю свой опыт творческого подхода в диагностике ребенка по формированию элементарных математических представлений
на примере показателя развития «Различает количество предметов (один — много».
Творческий подход я вижу в игровой технологии.
Она занимает особое место в обучение дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, поэтому я использую метод игровой ситуации, что бы выявить уровень сформированности по данному показателю.
Одна из наиболее подходящих игровых ситуаций – это ситуация «Мячики», которая проводится индивидуально с каждым ребенком.
Работа проводилась с целью, определить способность видеть много предметов и один предмет на ограниченном пространстве, в подготовленной обстановке, обращая внимание только на количественный состав; понимать вопрос «Сколько»?
Для этого использовала наглядный материал: синие мячи, красные мячи, корзина, коробка.
Сначала чтобы заинтересовать ребенка использовала метод мотивации.
К нам пришел гость, и нужно узнать кто это? Для этого загадываю загадку
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко
Любит морковку. (зайка, Хвалю ребенка за ответ.
Затем сообщаю ребенку, что мне зайка шепнул на ушко, что он нечаянно просыпал шарики, а собрать не может, так как не помнит как они лежали, но мы с тобой сейчас посмотрим и обязательно разберемся, как нам собрать и разложить их.
Предлагаю ребенку присесть на ковер. Вокруг лежат мячи. Прошу его взять один мяч и спрашиваю какой он? (красный, предлагаю покатать его и взять еще один мяч и рассказать о нем. ( например: синий).
Прошу дать мне один мяч и спрашиваю: «Сколько у меня мячей? (один мяч). Сколько у тебя мячей? (один). Дальше предлагаю собрать все красные мячи в коробку и задаю вопрос: «Сколько мячей в коробке» (много мячей). Прошу собрать все синие мячи в корзинку и спрашиваю: «Сколько мячей в корзинке»? (много мячей). Молодец, мы помогли собрать зайчику шарики.
После каждого ответа хвалю ребенка. Если ребенок ответил не правильно, обязательно поправляю его.
Затем определяю уровень сформированности показателя в соответствии с его возрастом.
Сформирован. Видит много предметов и один предмет на ограниченном пространстве, в подготовленной обстановке. Понимает вопрос «Сколько», Частично сформирован. Видит много предметов и один предмет, но выделяет его элементы с помощью педагога. Понимает вопрос : «Сколько», при ответе пользуется подсказкой педагога.
При подведении итогов учитываю результаты кратковременных наблюдений за ребёнком и его поведение в условиях игровой ситуации.
В заключение хочу сказать, что на мой взгляд игровые ситуации в проведении диагностики наиболее доступны, исполнимы и понятны детям и педагогам. Положительными сторонами являются их простота и небольшое количество раздаточного материала, что значительно ускоряет процедуру диагностирования.