Наталья Закаулова
Мастер-класс «Формула эмоционального благополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Формула эмоционального благополучия»
Педагог-психолог: Закаулова Наталья Алексеевна
Цель: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
Задачи:
*Знакомство с понятием «эмоциональное благополучие».
*Определить ассоциативный ряд с понятием: положительные и отрицательные эмоции.
*Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.
*Определение критериев эмоционального благополучия педагога.
Публикация «Мастер-класс „Формула эмоционального благополучия“» размещена в разделах
*Гармонизация эмоционального состояния педагогов.
*Профилактика эмоционального напряжения, через релаксацию и саморегуляцию.
*Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов
*Осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную
Ход:
Сегодня мы с вами будем определить формулу эмоционального благополучия личности.
Упражнение “Аплодисменты”.
Общение с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии. Давайте поприветствуем друг друга.
1 хлопок - здороваемся плечами
2 хлопка - здороваемся коленями;
3 хлопка – здороваемся за руку.
А теперь все приготовили левую ладонь и указательный палец правой руки. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я думаю, что каждый почувствовал общую энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».
В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. Многие факторы оказывают негативное влияние на наше психологическое здоровье. А в дальнейшем и физическое. Ведь тело заболевает под влиянием эмоц. перегрузок.
Поэтому сейчас мы постараемся поднять наш эмоциональный тонус.
Для этого мне необходима ваша помощь. Выйдите ко мне 6 человек.
Становимся в круг. Сейчас мы познакомимся.
Упражнение: Меня зовут… я делаю так….
Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Сесть за столы.
Упражнение «Ассоциации». (взять 2 листа и листики с клеевым краем)
Скажите, что для вас положительные и отрицательные эмоции? Одним словом продолжите предложение. Напишите на листиках, пожалуйста.
-Положительные эмоции – это…» (Улыбки, смех, радость, мама)
-Если эмоции – это цвет, то какой цвет у положительных эмоций.
-Если это прикосновение? Положительные эмоции (Приятное).
Прикрепим листики к общем листу.
-А отрицательные эмоции, это что?
-Отрицательные эмоции каким цветом?
-Какое прикосновение у отрицательных эмоций?
Теперь представим, что внутри у вас скопились отрицательные эмоции.
Давайте вытолкнем их наружу. Для этого выполним упражнение, которое называется
Упражнение «Пресс». Закроем глаза. Итак, у вас внутри …. (перечислить с листиков отрицат. эмоции). Теперь представим, как мощная сила, как пресс от головы до ног постепенно выталкивает все отрицат. эмоции. И на их место попадают…
Получилось. Этот способ можно использовать в повседневной жизни.
А теперь давайте поговорим о том, как вы справляетесь с отрицат. эмоциями.
Упражнение «Способы саморегуляции»
Сейчас напишите на листиках, какие способы саморегуляции вы знаете?
Все остальные тоже помогают. Прикрепляем на общий лист.
Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции.
Которые вы можете использовать прямо на работе:
- смех, улыбка, юмор,
– размышление о хорошем, приятном,
– различные движения типа потягивания,
– наблюдение за пейзажем за окном,
– рассматривание цветов в помещении, фотографий,
– “купание” в солнечных лучах,
– вдыхание свежего воздуха,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Посмотрите, сколько много способов существует. Необходимо про них не забывать и применять в жизни.
Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец головы
- танец бедер
- танец плеч
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Упражнение «Коробка переживаний»
А теперь давайте напишем на листиках свои переживания, неприятные моменты и положим в эту коробку. И все желающие могут сделать это.
Теперь заматываем крепко скотчем. Теперь забудем о них. Ваши неприятные переживания исчезли. Мы - самые счастливые.
Упражнение: Релаксация «Цветок в ладошках»
А сейчас всем участникам и всем желающим предлагаю удобно сесть, закрыть глаза и представить, что вы на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы)
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасный цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться. Какие ощущения вы испытали?
Упражнение: Рисунок «Амулет»
А сейчас я предлагаю вспомнить какой цветок детства в ладошках вы представляли. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок карандашом и разукрасьте его с помощью песка и файеток.
Звучит музыка. Слайды цветов.
Затем покажите друг другу свою красоту. Каждый из вас сделал себе амулет эмоционального благополучия. Когда у вас будут какие-нибудь проблемы, трудности, волнения посмотрите на ваш амулет и вспомните «цветок в ладошках». Будем счастливы.
Упражнение «Эмоционально-благополучный человек - это.»
А теперь давайте выделим основные критерии эмоционального благополучия:
*уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни
*удовлетворенность жизнью и работой;
*хорошее настроение;
*здоровье;
*работоспособность.
Упражнение «Подарок»
Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы настроение у всех стало еще лучше? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
А сейчас присаживайтесь в зал.
Упражнение: «Говорящие руки»
Разбиться на пары
*Выразить поддержку с помощью рук.
*Пожалеть руками.
*Выразить радость.
*Пожелать удачи.
*Попрощаться руками.
Давайте наградим себя аплодисментами!