Папки-передвижки

Обеспечение двигательной активности детей на прогулке

Харченко Наталия Николаевна
Обеспечение двигательной активности детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Обеспечение двигательной активности детей на прогулке

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

В детском саду используются различные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастик, физкультурные праздники, подвижные игры и физические упражнения и т.  д., направленные на повышение двтгательной активности детей. Рассмотрим вопросы организации ирациональной двигательной активности детей и её педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

Публикация «Обеспечение двигательной активности детей на прогулке» размещена в разделах

 В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке и в часы досуга расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

  Подвижные игры и игровые упражнения организуются ежедневно в часы досуга и во время утренней и вечерней прогулок. Организуя прогулку, учитывается какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер (физо, музо, то прогулку начинают с наблюдения или самостоятельной деятельности детей. Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулку начинают с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений. Содержание и проведение игр нужно соотносить со временем года, состоянием погоды, местом проведения. Учитывают также интересы и желание детей, их подготовленность. Так при холодной погоде подвижные игры с активным движением (бег, прыжки) чередуют с видами деятельности умеренно подвижного характера (ходьбы, метанием, подлезанием) .Такое чередование характера и темпа двигательной деятельности создает возможность отдыха для детей и предохраняет их от замерзания. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулкеорганизуются и спортивные развлечения -(упражнения). Летом -- это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема, зимой -- катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны. В детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.

  Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, хоккей, теннис, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.

Педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений и элементов спортивных игр. Очень важно создать для упражнений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места,свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В данное время спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр. В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми. В дни, когда нет физкультурных организованных мероприятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям. При руководстве спортивными упражнениями используются общеметодические методы и приёмы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценка действий, поощрение, показ другим ребёнком. При этом нужно следить, чтобы инструкция не была длительной, очень детальной, чтобы интерес детей не пропал. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, - низким голосом, несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Воспитателю сначала самому, а дальше, постепенно привлекая к этому детей,  необходимо подавать им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариантности игры.

С детьми воспитатель – непременный участник спортивных мероприятий, особенно если упражнения не знакомы детям. Старшим дошкольникам педагог помогает начать движение, определяет порядок его выполнения, а потом наблюдает за ходом и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколёсном велосипеде, плавание) педагог должен всё время принимать участие в них. К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения в ходе непрерывной образовательной деятельности по физкультуре. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Проведение спортивных игр и упражнений включается в календарный план учебно-воспитательной работы для детей 4-7лет. При планировании учитывается место игр и упражнений в режиме дня. На утренней или вечерней прогулке предусматривается 1-2 вида спортивных игр и упражнений. Их стоит так планировать, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол,бадминтон, малый теннис. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания,

очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно,

эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры,

как уже отмечалось, дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей,

явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры

перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли,

осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без них). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник.

За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями,нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил,

повышает требование к их исполнению. Воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три – лови!»; «Раз–два–три– лови» и т. д.

Руководство

воспитателя

подвижной игрой состоит так

же

в

распределении ролей. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям. При организации подвижных игр и игровых упражнений на прогулке принимаются во внимание и степень двигательной активности каждого ребенка.

Детей в старшем возрасте интересует не только процесс игры, но и ее результат. Им хочется знать, кто был самым ловким, самым быстрым, метким и т. д. Поэтому в конце игры кратко подводится ее итог. Отмечаются успехи детей, называют удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, ловкость, а также указывают на нарушение правил и связанные с этим действием детей. Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Оценивая игру,педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь,творчество, а затем анализирует причины нарушения правил. Подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; по данному воспитателем образцу, с его помощью, а затем и сами составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и т. п.). На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, но желательно игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также хороводные.

Все предложенные педагогические приёмы и методы подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей раннего возраста по средствам кинезиологии Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение.

Формирование двигательной активности на прогулке в старшей группе Программные задачи: продолжать знакомить с явлениями природы поздней осенью; конкретизировать и закрепить о ветре: при помощи исследовательской.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке» Консультация для воспитателей Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке Ежедневное использование подвижных.

Ледяные постройки на участке для развития двигательной активности детейЛедяные постройки на участке для развития двигательной активности детей На нашем зимнем участке созданы все условия для развития двигательной активности детей. Все ледяные персонажи и постройки используется детьми.

Обеспечение оптимальной двигательной активности у старших дошкольников с использованием якутских подвижных игрОбеспечение оптимальной двигательной активности у старших дошкольников с использованием якутских подвижных игр h3][/h3]Подвижные игры народов Севера. воспитание всесторонне развитой личности было и остается первостепенной задачей для нас, работников.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке Прогулка делится на наблюдение, опыты, игровую деятельность. Игры на прогулке должны быть различные по подвижности: - большой подвижности.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке Планирование работы по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышает двигательную.

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются.

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей ранн Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности «Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».

Саморазвитие «Развитие двигательной активности детей раннего возраста» Тема по саморазвитию : «Развитие двигательной активности детей раннего возраста» Содержание: 1. Актуальность 2. Цели 3. Задачи 4. Принципы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение двигательной активности детей на прогулке
Опубликовано: 14 октября 2018 в 22:24
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение двигательной активности детей на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем Харченко Наталия Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД