Людмила Лубкова
Консультация для воспитателей «Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке
Ежедневное использование подвижных и спортивных игр на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40 % необходимого суточного объёма движений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка в первой половине дня наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр. Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности. В процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Содержание подвижных игр должно предусматривать:
1. Соответствие сезону года и погодным условиям.
2. Применение разных способов организации дошкольников.
3. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
4. Создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных и морально- волевых проявлений детей.
5. Активизацию детской самостоятельности.
6. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее подвижные игры разной степени интенсивности. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойныхзанятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. После физкультурных занятий рекомендуются игры средней подвижности. В план должны включаться и малоподвижные. Так же не стоит забывать про эстафеты и спортивные упражнения (перебрасывания мяча друг другу).
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию,по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можновыделитьсюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа — спортивныеигры :
городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми
дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
Методика руководства подвижными играми
Сбор детей на игру младший дошкольный возраст средний дошкольный
возраст старший
дошкольный возраст
*сюрпризный момент;
*внесение атрибута к игре;
*художественное слово;
*переход от совместной ролевой игры. *отгадывание загадок;
*сбор по условному сигналу;
* напоминание игры;
*сбор по предварительной договоренности. * беседа;
*поручить сбор кому-то из детей;
* новая игра.
Объяснение правил * в ходе игры;
* при помощи образного рассказа;
* слова заучивают в ходе игры;
*прием подговаривания. Новая игра:
* объяснение правил до начала игры;
* зрительная ориентация;
* вопросы на закрепление правил;
* слова заучивают заранее. Знакомая:
* напомнить правила игры вопросами. Новая игра:
*объяснение правил до начала игры;
* зрительная ориентация;
*пробный ход схемы. Знакомая:
*дети рассказывают правила;
*самостоятельно придумать новый ход игры.
Выбор
водящего * по желанию детей;
* по выбору воспитателя
* в новой игре главную роль берет воспитатель. * по желанию детей;
* по выбору воспитателя;
* по считалке. * по желанию детей;
* по выбору воспитателя;
* по считалке;
* по жребию;
* в качестве поощрения.
На роль водящего не выбирают проигравшего
Руководство
ходом
игры *сигнал к началу игры;
*подсказывание правил в ходе игры;
*показ движений. * совет, напоминание;
* сигнал к началу игры;
*при нарушении правил, остановить игру и напомнить правила игры. *совет, напоминание;
*сигнал к началу игры;
*подсказать, как выиграть;
* помощь в решении конфликта.
Итог
игры
Положительная оценка после каждого тура игры. Положительная оценка в конце игры и похвала по ходу.
– выделить, кто играл лучше всего. *анализ детьми, по вопросам воспитателя.
* обсудить, как можно поменять, поиграть в следующий раз.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.
Хорошо проводить игры на прогулке в те моменты, когда у детей иссякает инициатива в их свободной деятельности, и дети затрудняются в выборе себе занятия. В таком случае воспитатель объединяет детей путем игры с правилами и дает направление детской деятельности. Подвижные игры рекомендуется проводить за 15-20 минут до захода их в группу
Правильная организация двигательной деятельности ребёнка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребёнка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создаёт у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.
Литература:
1. Осокина Т. И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
2. Осокина Т. И., Вавилова Е. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986. - 394 с.
3. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.
4. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с.
5. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми. - М. : Просвещение, 1986. - 200 с. 6. Чернышенко Ю. К., Дворкин Л. С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.
7. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф, докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.
Подготовила инструктор по физической культуре
Лубкова Людмила Евгеньевна