Татьяна Бортновская
Обеспечение безопасности жизнедеятельности на примере организации в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Люди гибнут в помещении, на улице, в транспорте, на воде, в лесу. Нередко это происходит из – за неумения грамотно вести себя в чрезвычайных и даже в самых простых ситуациях. Вот почему возникла необходимость с дошкольного возраста готовить детей к решению проблем:
- обеспечения собственной безопасности в любых условиях;
- грамотно взаимодействия с природой на основе соблюдения экологических норм.
Публикация «Обеспечение безопасности жизнедеятельности на примере организации в изобразительной деятельности» размещена в разделах
Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас не только а природе, но и между собой.
Исходя из этого, нами собраны занятия для детей дошкольного возраста. По изобразительной деятельности с включением вопросов «Основ безопасности жизнедеятельности», мы выделили следующие блоки:
- Природа и ребенок;
- Здоровье и ребенок;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и дорога;
- Ребенок и окружающие его люди;
- Эмоциональное благополучие.
Если рассмотреть особенности первого блока «Природа и ребенок».
Природа является колыбелью, средой и родительским домом жизнеобитания человека. Но оглянитесь вокруг. Какой она была яркой, буйной и многообразной в вашем детстве и во чтоона превратилась сейчас. И все это результаты жизнедеятельности человека на Земле.
Как же мы, педагоги, должны обучать наших детей, чтобы хоть на тысячную долю повысить безопасность их жизни? На наш взгляд – воспитывать у них чувства прекрасного и любви к природе на примерах произведений выдающихся русских художников – пейзажистов, таких как И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов. Но ознакомление с произведениями живописи немыслимо без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, а достигается она с помощью живого слова педагогам его диалогов с детьми, музыки, поэтических текстов. Все средства должны быть направлены на то, чтобы увлечь, зажечь, разбудить душу ребенка.
Например, рассматриваем картину И, Левитана»Золотая осень».(Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля, в холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба,желтые обрывистые берега. Левитанская осень – праздник золота и синевы.) так разве при этом глаза детей не загорятся? Разве их души не отзовутся на все это? Разве не задумаются они, прежде чем сломать дерево или раздавить бабочку?
Эмоциональное воздействие важно на ранней стадии ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности детей.
Но при всей своей красоте природа является источникам повышенной опасности (ядовитые растения, грибы, дикие животные, змеи, пожары, наводнения, опасностина воде, в воздухе и т д) вот почему мы подобрали серии картин, в которых заложены не только элементы хрупкости и красоты природы, но и огромной разрушительной силы, воздействующей на человека.
Среди них: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» И. Айвозовсковаи. т. д.
При рассматривании картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» мы обращаем внимание детей на гибель города при извержении вулкана Везувия. (Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма и пепла, течет раскаленная лава, рушатся здания, люди в ужасе бегут из города. Они как бы застывали на мгновение, освещенные ослепительной вспышкой молнии.).если бы вы видели лица детей при рассматривании этих картин! А на вопрос, что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины, дети отвечали: жалость, ужас, страх, желание помочь этим людям.
Предлагаем детям передать цветом радость, боль, страх, огонь в ночи. Интересуемся у детей, какие краски при этом используем художник. Они отвечают:синие, фиолетовые, коричневые, а если их поменять, то картина станет жизнерадостной.
Затем дети выполняют аппликацию на тему: «Пожар в лесу», «Горит дом», «Безопасность на дороге»,
«Безопасность на воде».При этом в каждой нарисованной картине дети через цвет, форму, композицию, выражение лица передают элемент опасности или способ ее преодоления ребенком. Педагог спрашивает у детей: «Какого цвета зло?». Затем предлагает детям рассказать об их встречах с добром и злом. Выслушивает рассказы. Затем интересуется как художники передают добро и зло? Ну конечно, цветом, формой, композицией.
Для того чтобы дети увидели и поняли роль цвета в передаче настроения и характера, мы подбираем работы художников очень разных по стилю.
Добро и зло. В Серов «Мика Морозов» Или М. Савицкого «Канада». Для закрепления представления об этом виде опасности у ребят предлагаем им нарисовать отрицательного героя. Для этого задания даем детям жесткие кисти разные материалы:уголь, сангвину, гуашь, при этом напомнив, что плохие поступки и мысли отражаются на лице и во взгляде. Мы рисуем плакаты с номерами телефонов людей которые придут им на помощь; со своими телефонами и адресами…
Анализируя работу по ОБЖ через изобразительную деятельность, мы убедились, что дети стали более бережно относиться к природе и друг к другу. Именно искусство своим тонким механизмом воздействия на детское сознание помогло пробудить у детей те струны души, которые в последующем, надеемся, заставят их поеному взглянуть на окружающий мир и на своё место в нем.