Солдатова Ольга
Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня наш тренинг будет направлен на развитие у вас практических навыков и умений в экологическом воспитании.
Но следует отметить, что и теория играет важную роль в вашем саморазвитии. На данный момент выделяют три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и природы.
Первое принято называть - антропоцентризмом.
Согласно этому взгляду человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение дает основание рассматривать отношение человека и природы исключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином.
Публикация «Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей младшего возраста» размещена в разделах
Второе – натуроцентрическое – направление выделяется довольно условно. Примером такого подхода могут являться этические концепции, приписывающие моральный статус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляется предметом благоговейного поклонения.
При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.
Представители третьего направления – экоцентризм - предпринимают попытку сформулировать новую экологическую этику, основанную на глубоком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, включенности человека в такую взаимосвязь.
Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействии с миром природы. Развитие природы и человека мыслиться как процесс взаимовыгодного единства. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Целью современного экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.
В формировании такого сознания нам с вами помогут как уже известные виды тренингов: арт-тренинг, коммуникативный тренинг, тренинг личностного развития, так и новый вид работы, который носит название – эколого-психологический тренинг.
Это специально организованное занятие в ходе которого дети в игровой форме получают знания о природе и осваивают этические нормы поведения в природе.
Тренинг состоит из специально подобранных игр направленных на решение определенных задач:
- по преодоление коммуникативных барьеров; (развитие способности понимать и принимать индивидуальные особенности другого, формировать чувства любви и уважения друг к другу.)
- по развитию идентификации и эмпатии к природным объектам;
(формирование умений и навыков взаимодействия с природой, расширение индивидуального экологического пространства ребенка).
- по развитию сенсорной активности;(пробуждение сенсорной активности, развитие органов чувств).
Сейчас я представлю вам игры, в которые вы можете играть со своими детьми.
1. Рисунок на спине.
Все участники садятся по кругу так, чтобы впереди была спина соседа. И при помощи рук рисуют рассказ.
«Жила-была Божья коровка (пальцами руки рисуются крылья и точки на них). Она очень любила ползать по веткам растений (изображаются ветки и пути движения жука, греется на солнце (рисуется солнце). Вот Божья коровка раскрыла крылья (дети гладят спину соседа круговыми движениями ладони) и улетела на другое растение (показать как Божья коровка села на другое растение). Здесь она нашла тлю и съела ее (игроки щиплют пальцами спину… Вдруг полил дождь, сначала тихий, потом сильный, еще сильнее, пошел град (пальцем руки изображается, как капли дождя падают на землю; град – дети стучат кулачками по спине).
Божья коровка спряталась под листок – это ее дом (под ладошку, кото-рая лежит на спине).
2. Похлопаем! Потопаем!
Я буду сейчас читать вам высказывания, а вы, если согласны с ними, будите хлопать, если нет, то будите топать.
- Вы тот, кто хотел бы побегать по лужам босиком?
- Вы тот, кто зимой кормит птиц?
- Вы тот, кто разрушает муравейники?
- Вы тот, кто знает, откуда поступает вода в водопровод?
- Вы тот, кто делает утром зарядку?
- Вы тот, кому нравится рвать листья с кустарников и деревьев?
- Вы тот, кто мечтает о собаке?
- Вы тот, кто бросает мусор мимо мусорницы?
- Вы тот, кто любит смеяться, бегать и прыгать?
3. Пять строк.
Пять строк – прекрасный способ выражения чувств об окружающем мире в поэтической форме. Эту игру можно использовать как в индивидуальной работе с детьми так и в работе с родителями. Пятистрочье детей можно оформить в сборник.
Сейчас мы с вами попробуем написать такое Пятистрочье.
Обучение сочинению идет по алгоритму:
1 этап – «Придумайте слово о природе»; (одно слово)
2 этап – «Дайте два определения к этому слову» (два слова)
3 этап – «Что оно делает?» (три слова)
4 этап – «Что Вы чувствуете, когда видитесь это, находитесь рядом?» (четыре слова)
5 этап – «Какие ассоциации возникают при произношении этого слова?» (одно слово)
Каждый сочиняет свое стихотворение самостоятельно, а теперь давайте зачитаем, что получилось.
4. Экологическая усадьба будущего.
Мы с вам были поэтами, а теперь станем архитекторами проектировщиками. Представьте себе, что у вас есть возможность построить усадьбу не простую, а экологическую. Эта усадьба даст возможность нашим детям постичь глобальную взаимосвязь всего живого, и включенность человека в такую взаимосвязь.
У всех вас есть цветные листики, на которых вы сочиняли стихи,
пожалуйста, рассядьтесь за столы соответствующего цвета. На столах лежат листы для выполнения проекта и фломастеры. На выполнение задания отводиться десять минут, после окончания выполнения задания один человек от группы будет защищать свой проект.
Я вижу, что все немного устали. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая поможет вам немного расслабиться и подвигаться.
5. Тропический дождь.
«Представьте себе, что мы в джунглях. Сейчас начнется тропический дождь. Сначала он тихий (потирает ладошки, потом усиливается (щелчки пальцами, шипит, и может превратиться в ураган (хлопки по коленям, топанье ногами). Затем все движения проделываются в обрат-ном порядке.
Ну вот, мы с вами рисовали, сочиняли стихи и даже побывали в джунглях, но пора возвращаться обратно.
У меня на столе лежат цветы. Они разного цвета, а на мольберте у нас с вами поляны. Сейчас я попрошу вас немного погрузится в себя и попробовать ощутить свое настроение, а затем, пожалуйста, показать его другим посадив цветочки на поляну, которая соответствует вашему со-стоянию.
Спасибо вам за то, что принимали активное участие в тренинге.
Мне было очень приятно с вами общаться и работать.