Приложение МААМ

Об интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Александра Постовалова
Об интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Об интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений

Одним из основных принципов дошкольного образования в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах считается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Публикация «Об интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания, в различных аспектах воздействует на ход образовательного процесса.

Во-первых, она делает занятия необычными, более интересными и привлекательными для ребёнка.

Во-вторых, восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

В-третьих, как образец художественного творчества, музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего у дошкольников.

В-четвёртых, музыка во взаимодействии с различными видами деятельности: познавательной и речевой, изобразительной и театрализованной деятельностью, развитием движений, делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

В-пятых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребёнка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредствам использования в образовательном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию.

В-шестых, музыкальная форма, в которую обличено математическое или другое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, непременно способствует проявлению интереса к данной деятельности.

Успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений:

• единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности;

• аналогии понятий интегрируемых областей знания;

• ведущей игровой деятельности как способа и формы организации образовательного процесса.

Представить себе музыку и математику, стоящими рядом, трудно. Однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика и философа Пифагора : «Всё есть число». Конечно, понять весь глубинный философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно, а дошкольнику и вовсе невозможно, но почувствовать это интуитивно, как это почувствовали наши далёкие предки, пожалуй, возможно.

Элементарные математические представления у детей складываются очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» - спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы». Или заплаканному ребё нку говорит: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три». И малыш не только успокаивается, но и узнаёт название чисел и цифр.

Далее следуют колыбельные песенки с пересчётом элементов разных множеств; сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.

Ребёнок растёт, знакомится со сверстниками и играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка. Это – счёт. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но и ещё интересней для ребёнка.

Разные виды музыкальной деятельности оказывают существенное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе на формирование элементарных математических представлений.

Музыкально-дидактические игры. Использование на музыкальных занятиях дидактических игр способствуют развитию и закреплению некоторых математических представлений. Дети узнают, что звуки бывают долгими и короткими, высокими и низкими, далёкими и близкими. Усвоению высоких - низких, долгих - коротких звуков в большей мере помогают музыкально-дидактические игры.

Во время прослушивания упражнения «Птенчики» (вторая младшая, средняя группы) детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама- птица – пониже».

Исполняя песню «Бубенчики», «Лестница», дети старшей и подготовительной группы выкладывают ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука или работают с индивидуальной карточкой – лесенкой или нотным станом. В игре «Определи по ритму» дети старших групп отгадывают знакомые песенки (такие ритмические загадки может исполнять и педагог, и ребёнок, отображают мелодию этих попевок при помощи длинный и коротких полосочек или уже по составленной схеме исполняют песню.

Пальчиковые игры. На кужковых музыкальных занятиях мы используем пальчиковые игры, многие из которых содержат в себе порядковый счёт, названия чисел и определение и простукивание ритма: «Апельсин», «Паук», «Вышли пальчики гулять», «Барабанчики», «Кулачки и ладошки».

На познавательных минутках дети узнают, что на нотном стане 5 линеечек, нот всего семь, а в октаве с повторяющимся звуком «до» - восемь.

Слушание. Слушая музыкальные произведения, дети учатся разбираться в его структуре. Отвечая на вопросы педагога, обобщают и сравнивают: определяют, сколько частей в произведении, общий характер пьесы и её частей, отвечают, например, чем отличаются первая и третья часть от второй. Для определения частей музыкальных произведений мы используем геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники.

Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года. Рассказывают, сколько месяцев содержит зима или лето, вспоминают их последовательность. Отвечают на вопросы «Какой месяц следует за мартом?» или «Какое время года предшествует осени

В этом разделе музыкального воспитания есть и произведения, работая с которыми уточняется представление о времени суток. Это пьесы «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева (старшая группа). Дети среднего возраста слушают произведения из сборника Н. Ветлугиной «Утро», «День», «Ночь», рассказывают, что делают днём или вечером, играют в игру «Машин день», показывая под музыку, как проводит день Маша.

Пение. Математическое содержание имеют некоторые песни, которые разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. Это песенки-считалки, содержащие количественный счё т: «Бука», Зайка» «Вышли пальчики гулять» (вторая младшая, средняя группа); песни с порядковым счё том: «Весёлые пальчики»; песни, содержащие понятия высокий-низкий, справа – слева: р. н. п. «Теремок» (старшая, подготовительная группа) и другие.

При разучивании небольших попевок на одном звуке дети учатся различать длительность. Узнают, что звуки бывают долгие и короткие на примере песенок «Небо синее» (старшая группа, «Мы идём с флажками» (средняя группа). Долгие звуки условно обозначают слогом «та» и показывают широким плавным движением руки, а короткие звуки – слогом «ти», и рука при этом делает более короткое движение. После этого дети поют песню словами, одновременно отхлопывают ритм, соблюдая длительность каждого звука.

Дети учатся также отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука) в попевках «Лиса по лесу ходила» (подготовительная группа, «Солнышко-вёдрышко» (старшая); знакомятся с понятиями «высокий звук» и «низкий звук» в песенках «Качели», «Колыбельная» (подготовительная); учатся различать движение мелодий, звучащих в восходящем или нисходящем движении, сверху вниз или снизу вверх, в упражнениях «Лесенка», «Горошина», «Скок-скок-поскок».

Музыкально-ритмические движения играют особую роль в развитии пространственных ориентировок. Формирование пространственных отношений проходит успешно, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Разучивая движения под музыку, дети обучаются ориентировке в созданной ситуации. Исполняя например хоровод, дети двигаются в заданном направлении: вправо или влево по кругу, вперёд (к центру круга) или назад. В ритмических играх дети двигаются за первым ребёнком, по сигналу – за последним, по диагонали, врассыпную, становятся на место друг за другом, вспоминая и определяя своё положение в пространстве относительно геометрии помещения и расположения других детей.

Также дети определяют своё место по заданному условию: мальчики берут себе в пару девочек, которые стоят справа или слева от них.

Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по-одному. Исполняя считалки вместе с детьми, выбираем ведущего для музыкальной игры. Разучивая движение, объясняем детям: «На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять дробный шаг, а на вторую – шаг с притопом…»

На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а ведущего – в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, оперируем понятиями «внешний круг», «внутренний круг». Или же дети становятся в одну прямую линию. Сравниваем музыкальный зал с прямоугольником, квадратом и просим детей встать у двух противоположных сторон зала или по углам.

Игра на детских музыкальных инструментах. Небольшие песенки дети учатся исполнять на музыкальных инструментах : «Мы идём с флажками», «Сорока-сорока» (средняя группа, «Гори, гори ясно» (старшая группа, «Бубенчики», «Гармошка» (подготовительная группа). Мелодия в этих упражнениях на одном-трёх звуках, либо в поступательном движении вверх или вниз. Поэтому предварительная работа по анализу звуков, различных по длительности и высоте, соответствует приёмам, изложенным выше, в разделе «Музыкально-дидактические игры».

Таким образом, математическое содержание в Программе мы находим и реализуем во всех разделах музыкального воспитания, в различных видах музыкальной деятельности. При этом музыкально-математические средства, применяемые в программе, одновременно выполняют и заинтересовывающую, и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

Задачи развития математических представлений реализуются в разных формах организации музыкального воспитания. Наиболее привлекательны для детей – праздники и развлечения. Такая форма организации преследует несколько целей: доставляет дошкольникам удовольствие, обогащает их музыкальные впечатления, формирует разнообразные эмоции и чувства, а кроме того, закрепляет математические представления.

Развлечения с использованием математического материала содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения.

В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания,

умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не

напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.

В таких развлечениях применяются различные виды занимательного

материала : задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы,

логические упражнения и т. п.

Исходя из характера и содержания, можно выделить сюжетные и

бессюжетные развлечения. Сюжетные подразделяются на развлечения с

элементами драматизации, сюжетно-ролевой игры.

1. Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета

литературных произведений, сказок.

2. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные

«путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете, «концерты» и т. д. здесь,

как и непосредственной игре, дети производят в ролях все то, что они видят

в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается

занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях

является воспитатель.

3. Бессюжетные развлечения. Обычно это веселые соревнования по типу

спортивных досугов. Участвуют в развлечении несколько команд. Можно

не делить на команды, а предложить для выполнения всем равноценные по

степени трудности задания.

При проведении развлечений с использованием занимательного

математического материала необходимо руководствоваться следующими

правилами:

1. Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и

оформление должны стимулировать активность детей в решении

интеллектуальных задач).

2. Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов.

Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых

занимательных математических задач и упражнений, способы решения

которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен

испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.

3. Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения

чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из

ситуации, дать ответ на вопрос и т. д.)

4. Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной

деятельностью детей.

5. Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает

эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.

Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства. Всё это поможет ребёнку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен её разглядеть и оценить.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет «Собери пиццу»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет «Собери пиццу» Сегодня я расскажу вам о дидактических играх по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет,которые я.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2022 в 15:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Об интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Александра Постовалова (УИ 2141549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД