Юрина Анна
О значении сказки в развитии речи и стабильном эмоциональном состоянии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Часто ли взрослые задумываемся о том, какова роль сказки в жизни маленького человека? Сказка для ребё нка-дошкольника это, прежде всего, основа духовной пищи маленького ребенка, это его опыт представлений об окружающем мире, при помощи сказки ребенок учиться различать такие понятия как добро и зло, при прочтении сказки формируются понятия сопереживания, взаимопомощи, чувства товарищества и дружбы. Сказка расширяет словарный запас ребенка, а также развивает связную логическую речь. Дошкольный возраст является самым благодатным периодом для эмоционального развития детей. Ребенок-дошкольник очень восприимчив и впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. В старшем дошкольном детстве мы можем без труда проследить связь эмоций и процессов восприятия, мышления и творческого воображения.
Публикация «О значении сказки в развитии речи и стабильном эмоциональном состоянии дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. Причем лучше сказку не читать, а именно рассказывать – в этом случае слушатель активно воспринимает образы. Но сказку можно не только слушать. Мы можем обсуждать с ребенком уже существующую сказку : оценивать поступки героев, давать им характеристики, можем инсценировать сказку, пуская вход все свои творческие способности.
Выбирая сказку для ребенка, необходимо учесть возраст и его психо-эмоциональное развитие. Остановимся лишь на нескольких наиболее популярных сказках. Одной из самых ранних из них является «Курочка Ряба». Помните: «Жили-были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил – не разбил. Баба била не разбила. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет Дед, Баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое.» Очень милая, распевная, убаюкивающая сказка.
Давайте посмотрим, какова же ее функция в плане психо-эмоционального развития ребенка. Для 1–1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед», «баба», «мышка», «курочка» – делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот 2-годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2 – 2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки снести другое яичко не радует ребенка. Что же он чувствует, откуда такое интуитивно-осторожное восприятие безобидной сказки? Скоро это станет совсем понятным. Отметим только, что 3-летний ребенок и более старший слушает эту сказку с полным безразличием, потому что у ребенка накоплен соответствующий багаж знаний и он ясно понимает, что всё закончится хорошо.
Сочиняйте и рассказывайте ребенку свои сказки. Это способствует развитию творческого воображения ребенка и более тесных и добрых детско-родительских отношений. Когда ребенок сочиняет сказку, это должно быть осмысленно, он должен понимать, для чего и зачем ее рассказывает. Ведь правильная детская сказка должна не только развлекать, но и учить ребенка чему-то доброму и хорошему. Как научить ребенка сочинять добрые сказки? Задавайте правильные вопросы. Спрашивайте, что хорошего умеет делать герой сказки, какие добрые дела он совершил, кому помог, чему научился. Даже если герой сказки вначале был «плохим», или просто делал что-то неправильно, к финалу он вполне может перевоспитаться и понять, «что такое хорошо, и что такое плохо». Жизненные ценности закладываются в душу малыша в самом раннем возрасте, и творчество играет в этом процессе очень значимую роль. Научите ребенка сочинять сказки. Если даже сначала истории будут немножко «корявыми», пройдет немного времени – и ваш малыш будет рассказывать вам умные, добрые и правильные сказки. Записывайте то, что сочиняет ваш маленький сказитель – через несколько лет вы получите огромное удовольствие, перечитывая сказки вместе с ребенком.
Примером замечательных сказок, развивающих чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро являются терапевтические сказки, придуманные О. В. Хухлаевой и О. Е. Хухлаевым. Есть несколько сборников таких сказок.
В своей работе я также использую сказки других авторов :
1. И. В. Маниченко. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов : Сборник терапевтических сказок. – Челябинск: ООО «Лаборатория Антона Маниченко», 2009.
2. И. А. Пазухина. Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс»», 2021.
3. Л. Д. Короткова. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Москва: «ЦГЛ», 2003.
4. С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – 6-е изд. – Москва: «Генезис», 2011.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных нам сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное мероприятие. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. И теперь не только педагоги, но и родители могут исправить эту ситуацию и вернуть своих детей к истокам русского-народного фольклора, потому что сказка – это те необходимые «кирпичики» для построения здоровой личности. Их отсутствие в духовной пищи способствует развитию слабой, неустойчивой и неуверенной в себе личности.
Читайте со своими детьми сказки! Очень важно в каждой семье создавать все предпосылки для чтения и сочинения сказки : инициировать у детей умение рассказывать сказки, соблюдая принцип «от простого – к сложному», учить фантазировать и размышлять.