Валентина Петрова
ОД в подготовительной группе «Чудо-птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Чудо - птицы».
Программное содержание:
• Знакомить детей со славянскими мифами, героями которых являются люди птицы - Стратим, Гамаюн;
• Продолжать формировать представление детей о птицах в русском фольклоре, как о вестниках весны;
• Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных;
• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями;
• Побуждать интерес к познанию окружающего мира;
• Развивать познавательный интерес к традициям русского народа.
Предварительная работа:
Публикация «ОД в подготовительной группе „Чудо-птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Заучивание весенних закличек;
• Разучивание народной игры «Чижик»;
• Рассматривание энциклопедии: «Моя первая энциклопедия»;
• Чтение отрывков стихотворения А. Блока.
Используемый материал: Мольберт, иллюстрации В. Королькова: «Стратим», «Гамаюн».
Ход занятия.
Занятие проходит в групповой комнате. Дети располагаются на ковре.
1. Загадка
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
2. Беседа:
• Чем отличаются птицы от животных?
• Как называются птицы в зависимости от того, где они живут? (домашние, дикие);
• Назовите домашних птиц;
• Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие);
• Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые страны? (перелетные);
• Какая птица первая прилетает весной? (грач);
• Какой птице дети готовят скворечники весной? (скворец).
3. Дидактическое упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Воспитатель читает предложение, дети заканчивают его.
• Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
• Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
• Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
• Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
• У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
• Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
• У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
• Все люди любят слушать соловья, потому что…
4. Рассказ воспитателя:
В древности считалось, что землю, небо и воды населяют странные и удивительные существа: злые и добрые, ужасные и прекрасные. Были существа, подобные людям, были - вроде змей, лесных тварей или с телами, прихотливо собранными из разных животных. Наши предки зависели от природы, были беззащитны перед стихиями, и каждое мифическое существо отвечало перед людьми за отдельную часть этих стихий. Люди надеялись на их заступничество или старались не сердить понапрасну. Среди существ были особо приближенные к грозным и далеким богам: птицы, которым доступны одновременно и земля, и вода, и небо. Птицы и птицелюди стали посредниками между людьми и богами. Самые значительные явления и события в жизни людей часто передавали изображением птицы. Так стародавние сказания утверждают, что прародительницу всех птиц звали Стратим. (выставляется на мольберт иллюстрация В. Королькова «Стратим»). Рассказывали, что живёт она на море – океане, и когда кричит Стратим птица, подымается на море страшная буря. На море вздымались огромные валы, корабли шли ко дну, и вода смывала с берегов всё живое. Птица воплощала самые разрушительные силы природы. И даже если она только поведёт крылом, море волнуется, колышется. Стихотворное народное предание об этом повествует так: Живёт Стратим-птица на океане-море и детей производит на океане-море. Стратим-птица встрепенётся – Океан-море всколыхнётся. (на мольберт выставляется иллюстрация В. Королькова «Гамаюн»)
Есть ещё одна птица-человек «Гамаюн». Жила птицедева в раю - в Ирии, цветущем саду, где росло Древо жизни, били источники живой воды. У Гамаюн тоже было женское лицо, пела она божественные гимны, кричала, предвещая счастье. Эта птица знала прошлое и будущее богов и людей, зверей и птиц. Она знала всё о сотворении мира и возвещала будущее тем, кто хотел слышать. Она была глашатаем богов, их посланницей на земле и всегда держала в лапах свиток с пророчествами, т. е. с предсказаниями.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных. (А. Блок)
5. Физкультминутка: народная игра «Чижик». Птица - один из любимейших образов русского народа, они были главными персонажами не только сказок и мифов, но и разных игр.
Слова Действия
По дубочку постучишь, Стоят на месте, делают имитацию стука в дверь;
Вылетает серый чиж. Идут по кругу «машут крыльями»;
У Чижа у чижика
Хохолочек рыженький. Идут по кругу, над головой делают как бы хохолок ладошкой;
Чижик по лесу летал, Идут по кругу «машут крыльями»;
Одной ножкой всё болтал. По кругу прыгают на одной ноге;
Чиж, чиж не зевай, Останавливаются, хлопают в ладоши;
Себе пару выбирай Выбирают пару, встают друг к другу лицом;
Ура, ура, ураза, Хлопают в ладоши;
Обниматься три раза.
Раз, два, три! Обнимают друг друга.
6. Рассказ воспитателя:
Время года Весна на Руси считалось началом Нового года, началом нового жизненного цикла. Когда просыпалась природа ото сна. Всё оживало, расцветало. Начало весны связывалось в народе с такими природными явлениями, как прилет птиц. "Как черная тропинка, так птички прилетают из теплых стран"; "Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам"; " Рады птицам перелетным: как птицы прилетят, так теплота у нас пойдет", - говорили крестьяне. В весенних закличках и хороводных песнях рассказывалось как "пташечки-полеташечки", жавороночки, кулики летели к Богу, просили Его дать людям весну или приносили ключи, чтобы отпереть весну-лето и запереть зиму.
7. Чтение детьми закличек:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки*
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
"Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко!"
(*Одонушки, одонья - большие скирды сена, остающиеся на зиму в полях.)
Жучик, крючик паучок.
Прилети к нам куличок.
Виту, виту. Витулай!
Принеси весну в наш край!
Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Итог: Мы познакомились с вами с мифическими птицами Гамаюн и Стратим. Узнали, почему на Руси птиц считали вестниками Весны. Представьте себе Волшебные сады, нарисуйте волшебные деревья или родники с мертвой и живой водой. Кто хочет - может нарисовать волшебных птиц. А кто - то может, придумает свою волшебную мифическую птицу.
(Дети в свободной деятельности, дома рисуют птиц, затем можно сделать групповую выставку рисунков)