Наталия Куткова (Баранова)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Голубое чудо Гжели»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Воспитатель:
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки,
Не растут нигде красивей.
Воспитатель-Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Голубое чудо Гжели“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
но добытым мастерством гордятся”.
Воспитатель-
Изображения каких предметов вы видите на картинках, расположенных на доске? (Ответы детей)
Воспитатель-Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”? Знаете, почему? (Выслушать предположения детей). Все эти изделия называют гжельскими по названию небольшой деревушки Гжель. Название деревни произошло от слова «жечь». Её жители с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них, таких чудесных цветов и такой голубой речки, которая называется Гжелка. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы всегда помнить о ласковом лете.
Мы живем в городе Бронницы и в 20 км от нас находится эта небольшая деревушка с волшебным названием Гжель. Там живут эти мастера, которые умеют делать посуду с небесно-голубыми, синими узорами. Я уже рассказывала вам, что рядом с этой деревушкой находится месторождение необыкновенной глины, только из нее можно вылепить такие чудесные изделия. Но прежде чем мы увидим их в таком вот виде, глина проходит большую дорогу по преобразованию в чудесные предметы. Сначала мастера добывают глину, привозят ее на завод, там ее обрабатывают в особых машинах и только потом в особых формах делают различные фигурки. Изделия обжигают при высокой температуре в особых печах, где придают им звонкость и сохраняют красоту линий. И только потом они попадают в руки мастеров, которые расписывают их ярко-синим цветом. Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских края. Ход занятия :
Воспитатель:
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки,
Не растут нигде красивей.
Воспитатель-Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
Воспитатель-
Изображения каких предметов вы видите на картинках, расположенных на доске? (Ответы детей)
Воспитатель-Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”? Знаете, почему? (Выслушать предположения детей). Все эти изделия называют гжельскими по названию небольшой деревушки Гжель. Название деревни произошло от слова «жечь». Её жители с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них, таких чудесных цветов и такой голубой речки, которая называется Гжелка. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы всегда помнить о ласковом лете.
Мы живем в городе Бронницы и в 20 км от нас находится эта небольшая деревушка с волшебным названием Гжель. Там живут эти мастера, которые умеют делать посуду с небесно-голубыми, синими узорами. Я уже рассказывала вам, что рядом с этой деревушкой находится месторождение необыкновенной глины, только из нее можно вылепить такие чудесные изделия. Но прежде чем мы увидим их в таком вот виде, глина проходит большую дорогу по преобразованию в чудесные предметы. Сначала мастера добывают глину, привозят ее на завод, там ее обрабатывают в особых машинах и только потом в особых формах делают различные фигурки. Изделия обжигают при высокой температуре в особых печах, где придают им звонкость и сохраняют красоту линий. И только потом они попадают в руки мастеров, которые расписывают их ярко-синим цветом. Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских края.
Воспитатель -Какую посуду вы видите на столе? Назовите
Какие сувениры вы видите на столе? Назовите. ( Фигурки птиц и животных: котика, свинки, коровки, бычка, тигренка).
– А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети делают предположения.) Почему ты так думаешь? А если по нему тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).
– Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. (Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые) Сверху мастера покрывают изделия глазурью.
– Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде
Дети рассказывают, что дома у них есть и гжельская посуда, и фигурки различных животных и вазочки. А если нет дома, то почти у всех бабушек есть дома и тарелки и чашки, но дети никогда не обращали на них внимания.
Воспитатель-
Вот придете сегодня домой и расскажите родителям о том, что вы узнали на занятии.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
Воспитатель – а теперь вы посмотрите на карточки, которые вывешены у нас на доске, каждый из вас выберет предмет, который он хочет нарисовать.
Основные элементы росписи – это тонкие, толстые и волнистые линии, точки, капельки. Из капелек также можно сделать кустик или цветочек, а основной цвет, как мы выяснили – голубой или синий.
Дети выбрали для рисования прямоугольные разделочные доски.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора, а затем дополнить мелкими деталями.
Итог занятия :
Воспитатель- Скажите, понравилось вам занятие? А теперь ответьте мне на вопросы :
Почему изделия из Гжели называют нежно – голубым чудом? (Высказывания детей.)
Какие элементы есть в гжельской росписи? (Высказывания детей.)
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
[ Воспитатель -Какую посуду вы видите на столе? Назовите
Какие сувениры вы видите на столе? Назовите. ( Фигурки птиц и животных: котика, свинки, коровки, бычка, тигренка).
– А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети делают предположения.) Почему ты так думаешь? А если по нему тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).
– Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. (Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые) Сверху мастера покрывают изделия глазурью.
– Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде
Дети рассказывают, что дома у них есть и гжельская посуда, и фигурки различных животных и вазочки. А если нет дома, то почти у всех бабушек есть дома и тарелки и чашки, но дети никогда не обращали на них внимания.
Воспитатель-
Вот придете сегодня домой и расскажите родителям о том, что вы узнали на занятии.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
Воспитатель – а теперь вы посмотрите на карточки, которые вывешены у нас на доске, каждый из вас выберет предмет, который он хочет нарисовать.
Основные элементы росписи – это тонкие, толстые и волнистые линии, точки, капельки. Из капелек также можно сделать кустик или цветочек, а основной цвет, как мы выяснили – голубой или синий.
Дети выбрали для рисования прямоугольные разделочные доски.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора, а затем дополнить мелкими деталями.
Итог занятия :
Воспитатель- Скажите, понравилось вам занятие? А теперь ответьте мне на вопросы :
Почему изделия из Гжели называют нежно – голубым чудом? (Высказывания детей.)
Какие элементы есть в гжельской росписи? (Высказывания детей.)
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)