Надежда Сорокина
Интеграция видов искусства, как средство в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что искусство играет большую роль в эстетическом воспитании. Особенность искусства заложена самой природой творческого опыта человечества, его духовным и нравственным богатством. Его содержание составляют различные виды и жанры искусства - музыка, изобразительное искусство, художественное слово, театр, и др. Важнейшей задачей эстетического воспитания посредством искусства является также познание прекрасного, всей красоты жизни, природы, проявляющейся в нравственном облике и поведении человека.
Публикация «Интеграция видов искусства, как средство в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства, является его направленность на личностное, гармоническое развитие, особенно это касается детского периода жизни человека. Оно охватывает все стороны его развития. В художественных творениях люди стремятся выразить свое эстетическое видение к интенсивно развивающемуся миру общественной жизни.
В искусстве отражается и духовный мир человека, его чувства, мысли, идеалы, предпочтения. Искусство- это огромный пласт познания жизни. Именно в этом и заключается основной смысл художественного творчества человека. Художник, подмечая основные линии развития жизни, воплощает их в полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни. В процессе общения с явлениями искусства, ребенок накапливает массу разнообразных эстетических впечатлений. Искусство оказывает на него богатейшее и разнообразное влияние. Ребенок видит в художнике создаваемое произведение, изучает человека и жизнь во всех ее проявлениях. Вместе с ним любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.
При вхождении в художественное произведение, ребенок вслед за художником погружается в него каждый раз, воспринимая это как произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится художником, переживая жизнь с самим автором, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение. Знакомясь с явлением искусства, ребенок не сразу становится духовно богатым или эстетически развитым, но, испытав опыт эстетического переживания однажды, он запоминается ребенку надолго, и ему вновь и вновь хочется ощутить знакомые эмоции.
Важной задачей педагога в воспитании у ребенка способности наслаждаться искусством, является развитие эстетической потребности, интереса, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Ребенок, не получивший своевременного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, а значит, искусство может и не выполнить своей воспитательной роли.
Такие виды искусства как, литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, архитектура и другие, воздействуют на человека художественными и материальными средствами : словом, звуком, жестом, красками, различными природными материалами.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любому человеку. Педагогический смысл его заключается в том, чтобы не ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним его видом.
При рассмотрении видов искусств, можно сказать о том, что только в совокупности они могут обеспечить нормальное эстетическое воспитание ребенка. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста выделяется в самостоятельную область научного знания. Это связано, прежде всего, с воспитанием культурных, музыкально грамотных слушателей, ценителей музыки. Оно представляет собой - процесс развития музыкальности, музыкального слуха, не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку. Раскрывая художественно-эстетическую ценность, педагог надолго оставляет её в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь и на его мироощущении и поведении.
В эстетическом воспитании детей и развитии их изобразительных способностей, большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают у детей эстетические переживания, помогают глубже воспринимать явления окружающего мира и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации, постепенно развивая художественный вкус. В процессе изобразительной деятельности следует создавать благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, связанных с ними, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое чувство, возникающее при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, носит эмоциональный, и творческий характер. Педагог, создавая для этого все условия, обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления детей, развивает у них образное мышление и воображение, учит ребят способам создания изображений, различными средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Таким образом, можно сказать, что искусство - это мир совершенства, красоты, гармонии. При правильном взаимодействии с ним гармонизуется внутренний мир ребенка, развивается чувство прекрасного, способность различать хорошее и плохое, истинное и ложное, доброе и злое, влияя на становление цельного человека, гармоничности его личности.