Ирина Брост
Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста»
Главная цель работы по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ, начиная с младшего возраста это формирование навыков безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитание привычки к здоровому образу жизни; обучение умению предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.
Публикация «Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Процессу активного овладения знаниями по безопасности содействует интегрированный подход.
Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в
дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии я имею возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Я предлагаю вам рассмотреть как можно интегрировать образовательные области на примере занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности в младшей группна тему «Светофор».
Какие же области можно интегрировать на этом занятии :
Беседа о светофоре, проговаривание потешки, чтение стихов, отгадывание загадок, составление описательных рассказов – всё это относится к образовательной области «Речевое развитие».
Счет, закрепление геометрических фигур при рассматривании строения светофора относится к образовательной области «Познавательное развитие».
Игры на протяжении всего занятия - это относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», Далее мы можем перейти к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», предложив детям раскрасить светофор. Т. е. на одном занятии мы решили ряд задач из разных образовательных областей. При творческом подходе педагога можно интегрировать и другие образовательные области.
Анализ задач и содержания других образовательных областей показал, что некоторые представления, например о ПДД, можно формировать во время образовательной деятельности по физической культуре», в подвижных играх таких как «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Светофор» и др. Здесь можно закреплять представления об опасности, которую несет транспорт, о том, что машинами управляет водитель, весь транспорт движется по правилам и по сигналам светофора. Также решаются задачи по ориентировке детей в пространстве, закрепляется знание пространственных направлений.
На занятиях по ФЭМП и в совместной деятельности решала задачи по формированию понятий «большой - маленький», «далеко - близко», «широкая - узкая» и др. применительно к транспорту и дороге. Закрепляла пространственные направления, формировала умение сравнивать транспорт по этим признакам. Знакомя детей с окружающим миром формировала их представления об опасности которую могут представлять животные и природные явления.
На занятиях по речевому развитию и в совместной деятельности закрепляла полученные представления через разучивание стихотворений, чтение рассказов и др., составление рассказов по картине «Едем в автобусе», рассказов по игрушке «Грузовик», д/и «Где спрятался зайка» и др.
Предлагаю вашему вниманию таблицу:
Интеграция образовательных областей по разделу «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» в младшей группе
Образовательные
области Вид деятельности Содержание деятельности
«Познавательное развитие» Занятия, рассматривание картин и иллюстраций, рассказы воспитателя, просмотры мультфильмов и сказок Занятия: «Правила дорожного движения для малышей», «У Мишки заболел животик»;
«Если кукла простудилась»; «Рассказ утюга о пожаре»;
«Острые предметы».
Рассматривание плаката «Транспорт» и картинок спец. транспорт (обогащать представления детей о разновидностях транспорта)
Иллюстрации и плакаты:
«Почему нельзя разжигать костер в лесу?».
Просмотр мультфильмов:
«Азбука безопасности - На тонком льду» («Смешарики»);
«Уроки тетушки Совы» (Уроки осторожности с бытовыми приборами) и др.
«Опасные предметы»;
«Как Кот тушил пожар» и другие
«Физическое развитие» Занятия, подвижные игры, физминутки Подвижные игры:
- правила дорожного движения: «Воробушки и автомобиль», «Зебра», «Самолеты»;
- пожарная безопасность : «Потуши огонь», «Пожарная тревога»,
- безопасность здоровья : «Опасно - безопасно», «Соковыжималка» (фрукты-сок).
«Речевое развитие» «Расскажи Лунтику, что такое хорошо и что такое плохо».
«Помоги Зайке перейти дорогу»
Сказки: «Кошкин дом»; «Красная шапочка» (разговоры на улице с незнакомцами); «Волк и семеро козлят»;
«Маша и медведь»
Беседы: «Правила поведения в группе»,
«Правила поведения в природе», «Улица и светофор», «Опасности на улице и во дворе»
«Учим куклу Катю играть»
«Бережем свое здоровье» и др.
«В гостях у бабушки-загадушки» (загадывание загадок об электрических приборах).
«Художественно-эстетическое развитие» Музыка, лепка, театрализованные представления, рисование, аппликация Лепка «Светофорчик» (порядок расположения сигналов светофора)
Работа с раскрасками «Машины бывают разные» (развивать творческие способности)
Театрализованные представления: «Маша и медведь»; «Цыпленок» К. Чуковского; «Кошкин дом» и другие.
Рисование на темы:
«В машине, машине шофер сидит», «Опасные предметы»
Аппликацию на тему: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» (аппликация «зебры»).
«Социально-коммуникативное развитие» Коммуникативная деятельность Дидактические игры:
«Азбука маленьких пешеходов» (безопасность по правилам дорожного движения);
«Спаси игрушку»;
«Съедобное - несъедобное».
Сюжетно-ролевые игры:
«Водитель и автомобиль», «Шофер», «Автобус»; «Парикмахерская», «Мамина помощница»; «Больница»; «Семья».
Строительные игры:
«Широкая и узкая дорожки», «Веселый городок», «Машины на нашей улице»
Таким образом, строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как: формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, в том числе и о безопасности у детей младшего дошкольного возраста.