МААМ-картинки

Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка

Наталья Швалова
Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Основными задачами патриотического воспитания старших дошкольников является:

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

• к природе родного края;

• к культурному наследию своего народа;

Публикация «Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка» размещена в разделах

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как мне кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего, матери и детскому саду. Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага.

Воспитывать у ребенка любовь к родному дому и матери необходимо.

Любить человека надо учить с первых лет его жизни, малыш должен научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких, с детства быть внимательным к матери, замечать ее состояние, сострадать, словом и делом помогать. Говоря о матери, не надо перечеркивать роль отца, есть отцы достойные восхищения и уважения, просто мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде всего по отношению к матери.

У дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Требуется для этого немало, но все это вещи естественные и понятные. Прежде всего, дошкольник получает представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш понимает, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда. Детям старшего дошкольного возраста рассказываю о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, стараюсь вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам, заботиться о них, облегчить их страдания.

Я считаю, что важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым родным домом для ребенка, могут стать:

• эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, господствует личностно - ориентированный способ общения, отсутствуют формы наказания, ребенок чувствует себя желанным и защищенным;

• соблюдение прав ребенка на игру, на досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность;

интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду, предоставление ему возможности быть инициативным, оборудовать свою библиотеку, свой игровой уголок;

• бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей;

• упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;

• побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

• самостоятельность ребенка (в пределах разумного) и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей;

• предоставление ребенку возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

• активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Я даю детям знания, учу с помощью художественного слова, классики чувствовать красоту природы, учу восхищаться ею, а, не научившись этому, ребенок не сможет в полной мере полюбить окружающий природный мир, останется, безучастен к родным просторам, рассветам и закатам, былинкам и букашкам.

Также считаю нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными культурами и народами. Ведь мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Я постепенно подвожу ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина. На занятиях по «ознакомлению с окружающим миром» знакомлю детей с государственной символикой России, ее красавицей-столицей Москвой и другими крупными городами страны, даю понять, что на планете Земля, кроме Российской Федерации, существует множество других стран и народов. Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много и мы такие разные.

Детям рассказываю о позитивных событиях в истории страны, родного города (села, детского сада или семьи, культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян и многом другом. Например, о былинных богатырях, полете Ю. Гагарина в космос, русском балете, недрах родной земли – черном золоте, камнях-самоцветах, найденном во льдах Калымы мамонтенке Диме, обо всем, что может заинтересовать ребенка.

В моей педагогической практике патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

Работа по патриотическому воспитанию ведется совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии.

И еще одно средство— это песни. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди популярных в детской среде песен есть такие, что ненавязчиво учат любить родной дом и свою страну. Это песни Ю. Антонова, С. Ротару, О. Газманова, группы “Любэ”, песни периода Великой Отечественной войны. Было бы хорошо, если бы они вошли в жизнь ребятишек, а педагог объяснил, кто, когда их пел, и почему эти песни пользуются народной любовью.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, надбольшим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем сложнее ему воспитывать в детях чувство любви к России.

Список используемых источников:

1. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.

2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, М., 2007

3. А. М. Виноградовой А. М., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников,

4. Журнал Дошкольное воспитание.

5. Эйсмонт Г. Н., Швыдская. А. М. «Нравственно-патриотическое воспитание

6. дошкольников». М., Просвещение», 1969

7. Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,.

Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Она актуальна и сложна, а процесс воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 12:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Швалова (УИ 337837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД