Жанна Котельникова
Детское художественное творчество — одна из важнейших ступенек формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы
Детское художественное творчество.
Детское художественное творчество одна из важнейших ступенек формирования личности дошкольника. Исследованиями детского художественного творчества занимались педагоги и психологи Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, Т. Г. Казакова и др. Эти исследования показывают, что детская художественная деятельность носит творческий характер.
Публикация «Детское художественное творчество — одна из важнейших ступенек формирования личности» размещена в разделах
Н. А. Ветлугина выделила три группы показателей, по которым можно оценивать качество творческих отношений, способов действий: отношения, интересы, способности дошкольников, проявляющихся в детском творчестве; способы творческих действий; продукция детского художественного творчества. Первая группа показателей включает в себя искренность, правдивость, непосредственность эмоциональных переживаний, с которыми ребёнок творит, его увлечённость деятельностью. Немалое значение имеет развитое творческое воображение, специальные художественные способности, выраженные в потребностях, интересах к творчеству. Вторая группа показателей проявляется в дополнении, изменении, вариации, преобразовании уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, условиях. Самостоятельные поиски наилучшего решения проблемной ситуации, оригинальность решения, быстрота и скорость выполнения работы, помогают понимать внутреннее состояние ребёнка, учитывать при анализе его поведения. Третья группа показателей: нахождение адекватных художественно-выразительных средств для воплощения замысла, индивидуальность и своеобразие, характер исполнения, отношение к своему продукту, а также соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям, могут быть использованы при анализе детских работ.
Для развития детского творчества дошкольников необходимо создание условий. Важное значение имеет творческая активность самого педагога, побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных и интересных заданий, дидактических игр. При этом необходим учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, их склонности к творческой деятельности. Организация экскурсий в детскую художественную школу, поездки в художественный музей, рассматривание картин и рисунков именитых мастеров, в том числе и маленьких художников обогащает яркими впечатлениями и художественно-эстетическим опытом, побуждает детей к художественному творчеству. Обогащение предметно-развивающей пространственной среды группы детского сад является необходимым условием развития художественного творчества. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив развития ребёнка, взаимодействие между ними способствует развитию творчества дошколят.
На творческое развитие дошкольников влияет разнообразное построение художественно-эстетического пространства. Художественно-эстетическое пространство включает в себя создание среды для музицирования, изобразительной, художественно-речевой, театральной деятельностей.
Создание предметно-пространственной среды должно соответствовать требованиям к её организации: развивать самостоятельность, инициативу, обеспечивать участие каждого ребёнка во всех видах художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическое пространство должно строиться на следующих принципах: стимулирования творчества, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, сочетания привычных элементов, стабильности и динамичности предметно-пространственной среды, учёта возрастных и половых различий детей. Таким образом, художественно-эстетическое пространство является одним из условий стимулирования творческих проявлений дошкольников.
Источниками самостоятельной художественной деятельности являются окружающая действительность, в процессе освоения которой идёт накопление художественного опыта, интересов ребёнка.
Семья имеет большое значение в накоплении личного опыта, через посещение выставок, музеев, просмотра телепередач, чтения художественной литературы. Внимание взрослых к художественным проявлениям ребёнка, является важнейшим условием развития самостоятельной деятельности.