Гаяне Чилингарян
Нравственное воспитание детей дошкольного озраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей дошкольного озраста посредством художественной литературы
Приготовила : Чилингарян Г. С.
Испокон века книга растит человека.
Цели:
Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного озраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, потешки).
Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Задачи:
Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.) и правил доброй, счастливой жизни.
Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда.
Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями
Формы работы по духовно- нравственному воспитанию посредством художественной литературы.
Чтение художественных произведений.
Беседа по прочитанному.
Повторное чтение.
Дискуссия по прочитанному.
Проигрывание ситуаций.
Выставки (книг, творческих работ, рисунков к прочитанному).
Театрализация.
Праздники, развлечения.
Придумывание сказок, рассказов.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни.
Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, суметь распознать обман, намерения навредить тебе.
Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей. Художественное восприятие ребенка на протяжении возраста развивается и совершенствуется.
Младший дошкольный возраст
Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба» и др.
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.
Средний дошкольный возраст
Расширение детского жизненного опыта. Круга конкретных представлений.
Совершенствуется и обогащается читательский опыт.
Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления.
Эмоциональное отношение к героям имеет конкретный действенный характер. Целесообразно дополнять произведение «нравственным уроком», что позволяет усилить воздействие на ребенка.
Старший дошкольный возраст
Целесообразно использовать для прочтения близкие по содержанию произведения (сказки) и организовать дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления.
Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Становиться на место персонажа.
Предполагаемые результаты
-Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
-Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
-Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Художественная литература служит действенным средством мственного, нравственного, и этетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.