Галина Паничкина
Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основа воспитание – в семье, и это родительский пример. Именно здесь, дети должны узнавать, что хорошо, а что плохо.
Именно в семье дети усваивают идейно-нравственные ориентиры, формируются основы их гражданского самосознания, жизненной позиции. Но к сожалению, в современных семьях на словах – одно, а в жизни – другое. Такой пример разлагающе действует на детей, учит их быть лицемерами, лукавыми.
Публикация «Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
А тут еще телевизор сорвал двери с наших домов – в наше жилище ринулись толпы людей, пришельцы с разных планет, призраки, созданные фантастами. Из мультфильмов – симпсоны, чертята, домовенок Кузя, подленькие Том и Джерри, телепузики, покемоны и прочие. Вся эта «грязь» может стать образцом жизни и поведения.
Все они приходят без стука и без спроса, не интересуясь, кто здесь гость а кто – хозяин, приходит человек-паук, гангстеры, приходят люди с которыми бы мы не хотели иметь ничего общего.
Часто родитель задают вопросы: почему нельзя смотреть детям те или иные передачи?
Просто надо внимательно наблюдать за своим ребенком, после «добренького» мультфильма пошли препирательства, непослушание, крики, нарушение сна. Или другой вопрос: Влияет ли телевизор на ребенка, если тот не смотрит в него, занят играми и в другой комнате? Давно уже перестало быть секретом, наличие 25 кадра, действующего на подсознание. И смотреть не надо, весь негатив так и льется на ребенка.
А ведь еще в «Библии» сказано: «Не многих пускай в дом свой». Воспитать Человека и Гражданина конечно нельзя на том, что ребенок видит, глядя телевизионные передачи. Но заложить заряд любви, подготовить ребенка к жизненным трудностям и невзгодам это наиглавнейшая задача современности.
Мы, взрослые должны ограждать детей от всякого зла и быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в здоровом христианском воспитании все, что есть в мире положительного – это интерес к классической музыке, классическая живопись, хорошая литература.
Хорошая литература вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Она раскрывает человеческие и духовные ценности.
Духовно-нравственное становление ребенка происходит именно на нравственно-положительных примерах.
Рассказы из «Азбуки» и «Русской книги для чтения» Л. Н. Толстого приобщают ребенка к миру нравственных отношений ; рассказы А. Гайдара открывают ему светлые чувства дружбы, радость общения с разными людьми, счастье любить и беречь родную землю, воспитывать чувство справедливости.
Трогательная история Каштанки, трагедия льва и собачки, драматические события Темы и Жучки, белого пуделя заставляют детское сердце не один раз сжаться от любви и жалости, сострадания и ненависти и тем самым помогают стать добрыми по отношению ко всему живому. Только при этом условии, по мнению Сухомлинского, маленький человек становится воспитываемым.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в детском возрасте. «О память сердца! Ты сильный рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение к вопросам чтения. У ребенка - память сердца. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
А чтобы считать себя сыном или дочерью России надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру родины как свои собственные. История России всегда была богата личностями и явлениями, которые для детей становятся гордостью за свой народ и свою родину: это изобретатели и ученые путешественники, писатели, музыканты, военные, люди искусства.
Высокие нравственные идеалы русского человека отразились в произведениях древнерусской литературы.
Здесь смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Дети узнают о значительных людях, которыми являются как князья, полководцы, так и святые отшельники, основатели скитов, подвижники, чье нравственное воздействие на людей, влияние над ход истории удивляют и восторгают.
Примеры заботы о других, доброты, стремление к облегчению жизни ближних, преданности людям, идеям, родной стране производят сильное впечатление на душу ребенка.
Помогая ребенку сделать правильный нравственный выбор, мы воспитываем гражданина.