МААМ-картинки

Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества

Елена Петровна
Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. В основном формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказок, пословиц и поговорок. В сказках, пословицах, поговорках яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Публикация «Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества» размещена в разделах

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

Для решения данной проблемы была проведена работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, пословицами и поговорками, так как фольклор отвечает природе ребенка; близок его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.

Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Сказка представляет собой свободный пересказ сказания, былины, просто истории, несколько упрощенный для восприятия, зачастую лишённый некоторых смысловых аспектов, дополненный волшебством, чудесами, мифическими персонажами.

Героический эпос (былины) очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине.

Пословицы и поговорки - родник народной мудрости. Они

отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это

поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий,

нравоучений, поучений, заповедей.

Данная проблема позволила определить тему магистерской работы «Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества». Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Используя русские народные сказки, пословицы и поговорки при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов: формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира; готовность проявлять совместное сострадание и радость; развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками, пословицами и поговорками.

Критерии эффективности: уровень освоения образовательной программы; удовлетворение родителей качеством образования; информационно-методическая обеспеченность.

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников будет определяться наличием у детей доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

Качество Сказки Пословицы и поговорки

Отзывчивость «Гуси-лебеди»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Зимовье зверей»

«Заюшкина избушка»

«Кот, петух и лиса»

«Волк и семеро козлят» «Большая душа, что большой костер, издалека видна»

«Верная указка не кулак, а ласка»

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»

«Добрые умирают, да дела их не пропадают»

«Добрый человек - лучше каменного моста»

«Добрая семья прибавит разума -ума»

«Добрым быть -добрым и слыть»

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. Омск : Русь, 2009. 48 с.

2. Соловейчик С. Л. Нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 14-16.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. 416 с.

4. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. 2003. № 9. С. 68-76.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

«Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества». Консультация Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Консультация для педагогов «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества» Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается,.

Отчет на педсовете по теме «Нравственное воспитание дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Сценарий педсовета с проведением деловой игры «Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества» Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества» (Слайд 1) Цель: повысить компетентность.

Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества «Посиделки у печи»Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества «Посиделки у печи» Задачи - воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»); - воспитывать интерес к народному.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей Слайд 1. Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей. Слайд 2. «Подлинную историю своего народа нельзя знать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества
Опубликовано: 7 июня 2018 в 13:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД