Светлана Мирошниченко
Сценарий педсовета с проведением деловой игры «Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества» (Слайд 1)
Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (Слайд 2)
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей
Публикация «Сценарий педсовета с проведением деловой игры „Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Устное народное творчество
- Темочки
3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
Повестка:
1. Старший воспитатель «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
2. Учитель –логопед и воспитатель ГКН Доклад из опыта работы «»
3. Практическая часть – сказка
4. Решение
Ход педсовета. (АМО) – приветствие: два круга (малый и большой, педагоги идут по кругу под музыку, музыка останавливается, и надо придумать к своему имени рифму и сказать стоящему напротив, а он тебе про свое имя. Продолжаем пока не вернемся к начинающему! ( н-р: я Олечка люблю танцевать полячку).
АМО –ожидание и опасение! Две яблони и гуси-лебеди предлагают попробовать яблоки кислые и сладкие. На кислых пишем опасения, на сладких - ожидания! В конце педсовета разбираем развеялось или подтвердилось то или иное!
1. Вступление: Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Причины низкого уровня развития речи :
• Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий. (слайд 3)
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :
• Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
• В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Обсуждение просмотренных мероприятий:
Нами был проведен тематический контроль по эффективности работы педагогов по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Главная цель контроля заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.
Мы посмотрели занятия и развивающую среду во всех возрастных группах:
Все занятия были построены методически правильно, речь воспитателей чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. На занятии были использованы элементы здоровьесбережения (упр. на развитие дыхания, релаксация).
На каждом этапе занятия педагоги эффективно использовали игровые приёмы. У многих детей достаточно развит активный словарь, но в то же время многие испытывают трудности в построении сложных предложений. Дети старшего возраста выполнили много речевых заданий, воспитатели постоянно активизировали речевую деятельность наводящими вопросами, которые носили поисковый характер.
Рекомендации: привлекать к общению пассивных детей. Воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей. При подведении итога занятия продумывать вопросы (можно провести в виде игры : «Продолжи предложение»)
• сегодня я узнал…
• было интересно узнать…
• было трудно выполнять…
• теперь я могу решать.
• я научился…
• у меня получилось…
• я смог…
• я попробую сам…
С целью улучшения уровня работы воспитателей рекомендуем:
1. Воспитателям избегать собственного монолога на занятиях, активно развивать диалогическую речь детей, предоставляя им возможность вступать в непринужденный разговор с взрослыми.
2. Не ограничивать активность детей на занятии, давая возможность ребенку обдумать свой ответ, довести его до логического завершения, предусматривая вариативность.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
В группах создана предметно - пространственная среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей. Но не во всех группах.
Созданная предметно –развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.
Не в каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. В зоне сюжетно – ролевых игр не везде созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. В каждой группе имеются ширмы для обыгрывания и показа сказок.
Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.
Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ соответствует достаточному уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.
Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.
Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
В заключение вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу». (слайд 4)
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский) (слайд 1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с задержкой речевого развития у детей. Мы отмечаем, что дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать воспитатель и специалисты – логопед, музыкальный руководитель и обязательно родители.
И сейчас нам представят свой опыт работы учитель –логопед и воспитатель гкн.
Практическая часть:
Педагоги берут картинки интуитивно (по сказкам) под музыку закрываем глаза и представляем сказку. Потом проходим за столы с опознавательным знаком (название сказки). Три стола.
Ход деловой игры:
Все участники делятся на 3 группы:
Игру проводят : ведущий, Царь, Царица.
Слова ведущего: Средь лесов и полей жил-был царь Берендей,
И с царицею своей он растил трех сыновей.
Старший умный был мальчишка,
Рано начал читать книжки.
Средний тоже был смышленый,
Даже в чем-то одаренный,
Младший вовсе был малышка,
Шумный резвый шалунишка.
Царь с царицею хотели, чтобы дети преуспели,
Чтобы грамотными стали, мысли четко излагали,
Чтоб увидел целый свет: образованней их- нет.
И с царицею своей долго думал Берендей:
Кто детей его обучит, уму- разуму научит,
Кто привьет им вкус к науке, отлучит навек от скуки.
И решил для сыновей пригласить учителей.
Выбор дело не простое, требует оно покоя,
Чтобы четко понимать, кого лучше нанимать.
Претендентов мы собрали здесь, в уютном светлом зале,
Чтобы каждый пред царем мог блеснуть своим умом.
К детям прежде чем пустить царь решил вас опросить.
Царь проводит «Блиц-опрос» (Приложение №1)
Участники дают ответы на вопросы «Блиц-опроса»
Слова Царя: Вы конечно не глупы и с теорией на «ты»,
Ведь науку надо знать, речь детей чтоб развивать.
Слова Царя: Говорите вы красиво, гладко, ладно и учтиво,
Но хочу я вам заметить: сыновья мои - лишь дети.
Им важней всего на свете, чтобы было с чем играть,
Где и как мир открывать,
Чтобы было интересно, что-то было неизвестно,
Чтобы было все доступно, можно, нужно и не нудно,
Чтоб ребенок мог читать, роли разные играть,
Двигаться вполне свободно и мечтать, о чем угодно,
Чтобы мог он сочинять и талант свой развивать
Выступление педагогов по развивающей среде (презентация).
Слова Царицы: Перед тем как вам доверить я смогу своих детей,
Покажите нам с царем свои таланты поскорей.
Вы загадки сочините,
Вы синквейн нам расскажите,
Вы стишок простой прочтите и в таблицу положите,
Чтобы было нам легко, разучить скорей его.
Творческое задание для участников групп: «Представление талантов»
Каждой группе участников дается свое определенное творческое задание. Время выполнения от 3 до 5 минут. Одна группа сочиняет загадки, другая – синквейн, третья составляет мнемотаблицу для разучивания предложенного стихотворения.
Слова Царя: Что ж, себя вы показали, умом талантами блистали,
Уверенно можно про всех вас сказать:
Достойны царевичей вы обучать!
Слова Царицы: Чтоб счастливым конец был у сказки,
Я раздам вам сейчас всем подсказки.
Чтоб отличаться красноречием и выразительностью речи,
Чтобы блистать умом пред светом и быть примером этикета
Что дети наши должны уметь,
Какими средствами владеть (памятка –буклет)
Ведущий раздает командам памятки о задачах речевого развития дошкольников каждой возрастной группы, согласно образовательной программе. Задача участников – подобрать средства их реализации, используя различные виды устного народного творчества, проиллюстрировав примерами из практического опыта.
Слова ведущего: И решив все сей же час, царь издал такой указ (показывает свиток)
Царь: Завершая представление зачитаю я решение.
Далее идет обсуждение и общее голосование за принятие данного решения.
Слова ведущего: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
С Богом вы теперь ступайте и решенье выполняйте.
Пусть покинет вас волненье и наполнит вдохновенье.
Нам же всем пора идти, сказка будет впереди!
Приложение №1
Блиц-опрос
1. Она бывает монологическая, диалогическая, внутренняя или внешняя. Все это вместе называется… (виды речи)
2. Это коротенькая притча. Она бывает полная и состоит из двух частей; из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда ее не отличишь от поговорки… (Пословица)
3. Это процесс создания нового речевого продукта. Это называется … (речевое творчество).
4. Это различение, при котором происходит анализ и синтез звуков частей речи, и которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Это называется…. (Фонематический слух).
5. Это игра со словом. В ней поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же сходные звуки, но в разных комбинациях, она не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Что это?. (Скороговорки).
6. Это усиление и уменьшение тона в высказывании. Это называется… (Интонация).
7. Это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку, состоящую из слов. Это называется …. (Связная речь).
8. Короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Его называют… (синквейн).
9. Это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь. Это называется … (Колыбельные песни).
10. Это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Это называется… (мнемотехника).
Приложение 2
Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам.
Проект решения педсовета
С целью повышения качества профессионализма педагогов:
1. Организовать и провести обучающий семинар «» срок – январь 2018, ответственные учитель- логопед Рыжкова Е. Е.
С целью совершенствования совместной, специально-организованной и самостоятельной деятельности детей:
1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей срок –постоянно, ответственные педагоги
2. Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности срок- постоянно, ответственные педагоги
3. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников срок- постоянно, ответственные педагоги
С целью совершенствования взаимодействия с семьей:
1. В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок - постоянно, ответственные педагоги
МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» ДГ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№ 24 г. Орска» ДГ
«Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества»