Машкова Елена Александровна
Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения стала сегодня особенно актуальной. Когда же начинать воспитывать патриотические чувства у детей? В каком возрасте ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание, тем лучше.
Публикация «Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Поэтому, в воспитании гражданина и патриота своей Родины – важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Хочу поделиться опытом работы с дошкольниками по дополнительной общеразвивающей программе «Студия детского творчества», в основу которой легли две дисциплины: «Нетрадиционные техники рисования» и «Пластилинография». Работают в студии два педагога дополнительного образования Ковалева М. А. и я, Машкова Е. А.
Занятия в студии, в отличие от школьных уроков, позволяют эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счёт реализации широкого спектра форм и методов обучения.
Главная цель: помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств.
Темы занятий в студии по патриотическому направлению :
• родная природа;
• декоративно-прикладное искусство;
• изучение символики Российского государства;
• героическое прошлое.
На занятиях студии дети с помощью изобразительной деятельности знакомятся с обычаями и традициями родной страны, с народными промыслами России, узорами национальной одежды. Возможности изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети с удовольствием рисуют Московский кремль, достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий страны: первый полёт в космос, День победы.
Декоративно-прикладное искусство
При знакомстве детей с народными промыслами, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы, гжели, жостово.
Уважение к искусству своего народа воспитывается терпеливо и тактично. Так небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу русских мастеров. Важно подвести детей к пониманию того, что в народной игрушке отражено время и память нашего народа.
Родная природа
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Когда дети начали понимать и самостоятельно разбираться в этом понятии, перед нами стала задача научить их любить все, что их окружает. Это и есть Родина. В дошкольном возрасте дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, - это уже Родина и её надо любить и беречь. Так при знакомстве детей с представителями животного и растительного мира мы изучаем Красную книгу Саратовской области.
«Страна, в которой я живу»
При изучении темы «Страна, в которой я живу» дошкольники должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство с малой Родины – города, где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а жители – граждане России. Также большое внимание уделяется символике Российского государства. Подробно рассказываем о цветах Российского флага:
Белый означает – мир, чистоту, чем-то напоминает нам легкие летние облачка. Синий – небо, синие реки и моря России. На Руси всегда считалось, что красный цвет символизирует отвагу, смелость героизм. Это цвет тепла и радости. А ещё красный – красивый.
Огромной силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому на своих занятиях мы активно используем репродукции картин выдающихся художников, слушаем классическую музыку и песни о России, смотрим документальное кино.
Но больше всего внимания на своих занятия, мы, конечно, уделяем художественным полотнам русских художников.
При знакомстве детей с жанром пейзажа дети, может быть в первый раз, услышат о Иване Ивановиче Шишкине и Алексее Саврасове, познакомятся с выдающимися произведениями «Утро в сосновом лесу» и «Грачи прилетели». Но, несомненно, об этих художниках, они ещё не раз услышат.
Мы же хотим познакомить с менее известными фамилиями, но не менее талантливыми художниками-пейзажистами.
Пейзажист Ф. А Васильев стремился показать красоту русского пейзажа через простое и обыкновенное, которое видят все, но так почувствовать глубоко и трогательно мог только он.
Федор Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Достаточно рассказать биографию Федора Васильева и внимательно рассмотреть с детьми хотя бы одну его работу «Оттепель» – и у детей навсегда останется в памяти необыкновенно талантливый художник, умеющий так правдиво изображать русскую природу : небо, горы, просторы, речушки и волнующее море.
На своих занятиях мы не могли обойти вниманием такие серьезные и трудные темы, как Великая Отечественная война и День Победы. Здесь особенно важно помнить о возрасте детей. Их нельзя пугать видами крови и жестокими сценами. Гораздо большего результата можно добиться, если рассказать пред историю написания картины или, если нужно – послесловие.
Мы познакомили детей с картинами Александра Лактионова, «Письмо с фронта», "Победа" Кривоногова П. А., «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько, но особенно детей впечатлил портрет Ирины Балдиной "Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская".
На примере этой картины я расскажу, как мы знакомим дошкольников с картинами о войне. На картине изображена девушка в солдатской форме. Таких было много на войне. Но после истории, услышанной от педагога, дети смотрят на неё совсем по-другому.
Ирина Балдина, написавшая картину, была одноклассницей Наташи. На картине она изображена во весь рост, чтобы каждый смог рассмотреть её красоту, сначала внешнюю, а потом и внутреннюю.
У этой 20-летней красивой девушки судьба могла сложиться совсем иначе. Ведь Наташа- коренная москвичка, студентка престижного московского вуза ГИТИС, актерский факультет… Если бы не война.
Наташа Качуевская сразу попала на Сталинградский фронт медсестрой, где в то время шли страшные бои. В один из таких дней Наташе пришлось защищать блиндаж с 20ранеными бойцами, неспособными самостоятельно передвигаться. И она их спасла… ценой собственной жизни.
Последняя запись из ее записной книжки: "Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: "Вперед!"
После прослушанной информации, с детьми обязательно провожу беседу и анализ средств художественной выразительности.
Еще один путь воспитания дошкольников, способствующих формированию патриотических качеств личности, является их участие в творческих конкурсах. В этом году обучающиеся приняли участие в конкурсах:
• Межмуниципальный вернисаж рисунков «Счастье быть с тобою рядом!»,
• посвященный Дню матери;
• районный конкурс рисунков «Если очень захотеть, можно к звездам полететь!»;
• межмуниципальный дистанционный творческий конкурс-фестиваль, посвященный Рождеству Христову «Рождественское чудо»; всероссийский детский творческий конкурс «23 февраля – День защитника Отечества»;
• международный конкурс искусства и творчества «Горизонты»
Большое значение в воспитании патриотических качеств дошкольников мы уделяем экскурсионной работе. В начале учебного года нам удалось побывать в галерее современных искусств имени А. А. Великанова. Ребята познакомились с биографией художника, узнали об истории создания картин и о событиях, которые запечатлены на полотнах. Еще одна познавательная экскурсия была организована в краеведческий музей г. Ртищево на выставку "Дороги Победы". Там дети познакомились с экспозициями, посвященными жизни семей железнодорожников во время Великой Отечественной войны, узнали о том, как наши земляки воевали и работали в тылу, а дети учились в школе. Ребята просмотрели кинохронику, посидели в блиндаже и даже примерили на себя каски, представив себя солдатами. Весной мы посетили районную выставку декоративно-прикладного и технического творчества "От ремесла к искусству". Во время этих увлекательных экскурсий дошкольники приобщаются к истории родного края.
Не забываем мы и о памятных датах нашей страны. Мероприятия, посвященные таким значимым событиям, готовятся с учетом возраста наших воспитанников.
Дни памяти:
• Так ко Дню народного единства был подготовлен мастер-класс по изготовлению художественной открытки «Мы едины»;
• Ко Дню неизвестного солдата мы совершили виртуальную экскурсию в Александровский сад к могиле Неизвестного солдата;
• В День снятия блокады Ленинграда провели час мужества «Блокадный хлеб»;
• Ко Дню защитника Отечества подготовили для пап поздравительные открытки.
Конечно, не следует ждать от дошкольников «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, сможет рассказать о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, рисует, лепит, то можно считать, что наша задача выполнена. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.