Приложение МААМ

Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Машкова Елена Александровна
Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения стала сегодня особенно актуальной. Когда же начинать воспитывать патриотические чувства у детей? В каком возрасте ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание, тем лучше.

Темочки:

Поэтому, в воспитании гражданина и патриота своей Родины – важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Хочу поделиться опытом работы с дошкольниками по дополнительной общеразвивающей программе «Студия детского творчества», в основу которой легли две дисциплины: «Нетрадиционные техники рисования» и «Пластилинография». Работают в студии два педагога дополнительного образования Ковалева М. А. и я, Машкова Е. А.

Занятия в студии, в отличие от школьных уроков, позволяют эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счёт реализации широкого спектра форм и методов обучения.

Главная цель: помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств.

Темы занятий в студии по патриотическому направлению :

• родная природа;

• декоративно-прикладное искусство;

• изучение символики Российского государства;

• героическое прошлое.

На занятиях студии дети с помощью изобразительной деятельности знакомятся с обычаями и традициями родной страны, с народными промыслами России, узорами национальной одежды. Возможности изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети с удовольствием рисуют Московский кремль, достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий страны: первый полёт в космос, День победы.

Декоративно-прикладное искусство

При знакомстве детей с народными промыслами, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы, гжели, жостово.

Уважение к искусству своего народа воспитывается терпеливо и тактично. Так небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу русских мастеров. Важно подвести детей к пониманию того, что в народной игрушке отражено время и память нашего народа.

Родная природа

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Когда дети начали понимать и самостоятельно разбираться в этом понятии, перед нами стала задача научить их любить все, что их окружает. Это и есть Родина. В дошкольном возрасте дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, - это уже Родина и её надо любить и беречь. Так при знакомстве детей с представителями животного и растительного мира мы изучаем Красную книгу Саратовской области.

«Страна, в которой я живу»

При изучении темы «Страна, в которой я живу» дошкольники должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство с малой Родины – города, где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а жители – граждане России. Также большое внимание уделяется символике Российского государства. Подробно рассказываем о цветах Российского флага:

Белый означает – мир, чистоту, чем-то напоминает нам легкие летние облачка. Синий – небо, синие реки и моря России. На Руси всегда считалось, что красный цвет символизирует отвагу, смелость героизм. Это цвет тепла и радости. А ещё красный – красивый.

Огромной силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому на своих занятиях мы активно используем репродукции картин выдающихся художников, слушаем классическую музыку и песни о России, смотрим документальное кино.

Но больше всего внимания на своих занятия, мы, конечно, уделяем художественным полотнам русских художников.

При знакомстве детей с жанром пейзажа дети, может быть в первый раз, услышат о Иване Ивановиче Шишкине и Алексее Саврасове, познакомятся с выдающимися произведениями «Утро в сосновом лесу» и «Грачи прилетели». Но, несомненно, об этих художниках, они ещё не раз услышат.

Мы же хотим познакомить с менее известными фамилиями, но не менее талантливыми художниками-пейзажистами.

Пейзажист Ф. А Васильев стремился показать красоту русского пейзажа через простое и обыкновенное, которое видят все, но так почувствовать глубоко и трогательно мог только он.

Федор Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Достаточно рассказать биографию Федора Васильева и внимательно рассмотреть с детьми хотя бы одну его работу «Оттепель» – и у детей навсегда останется в памяти необыкновенно талантливый художник, умеющий так правдиво изображать русскую природу : небо, горы, просторы, речушки и волнующее море.

На своих занятиях мы не могли обойти вниманием такие серьезные и трудные темы, как Великая Отечественная война и День Победы. Здесь особенно важно помнить о возрасте детей. Их нельзя пугать видами крови и жестокими сценами. Гораздо большего результата можно добиться, если рассказать пред историю написания картины или, если нужно – послесловие.

Мы познакомили детей с картинами Александра Лактионова, «Письмо с фронта», "Победа" Кривоногова П. А., «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько, но особенно детей впечатлил портрет Ирины Балдиной "Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская".

На примере этой картины я расскажу, как мы знакомим дошкольников с картинами о войне. На картине изображена девушка в солдатской форме. Таких было много на войне. Но после истории, услышанной от педагога, дети смотрят на неё совсем по-другому.

Ирина Балдина, написавшая картину, была одноклассницей Наташи. На картине она изображена во весь рост, чтобы каждый смог рассмотреть её красоту, сначала внешнюю, а потом и внутреннюю.

У этой 20-летней красивой девушки судьба могла сложиться совсем иначе. Ведь Наташа- коренная москвичка, студентка престижного московского вуза ГИТИС, актерский факультет… Если бы не война.

Наташа Качуевская сразу попала на Сталинградский фронт медсестрой, где в то время шли страшные бои. В один из таких дней Наташе пришлось защищать блиндаж с 20ранеными бойцами, неспособными самостоятельно передвигаться. И она их спасла… ценой собственной жизни.

Последняя запись из ее записной книжки: "Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: "Вперед!"

После прослушанной информации, с детьми обязательно провожу беседу и анализ средств художественной выразительности.

Еще один путь воспитания дошкольников, способствующих формированию патриотических качеств личности, является их участие в творческих конкурсах. В этом году обучающиеся приняли участие в конкурсах:

• Межмуниципальный вернисаж рисунков «Счастье быть с тобою рядом!»,

• посвященный Дню матери;

• районный конкурс рисунков «Если очень захотеть, можно к звездам полететь!»;

• межмуниципальный дистанционный творческий конкурс-фестиваль, посвященный Рождеству Христову «Рождественское чудо»; всероссийский детский творческий конкурс «23 февраля – День защитника Отечества»;

• международный конкурс искусства и творчества «Горизонты»

Большое значение в воспитании патриотических качеств дошкольников мы уделяем экскурсионной работе. В начале учебного года нам удалось побывать в галерее современных искусств имени А. А. Великанова. Ребята познакомились с биографией художника, узнали об истории создания картин и о событиях, которые запечатлены на полотнах. Еще одна познавательная экскурсия была организована в краеведческий музей г. Ртищево на выставку "Дороги Победы". Там дети познакомились с экспозициями, посвященными жизни семей железнодорожников во время Великой Отечественной войны, узнали о том, как наши земляки воевали и работали в тылу, а дети учились в школе. Ребята просмотрели кинохронику, посидели в блиндаже и даже примерили на себя каски, представив себя солдатами. Весной мы посетили районную выставку декоративно-прикладного и технического творчества "От ремесла к искусству". Во время этих увлекательных экскурсий дошкольники приобщаются к истории родного края.

Не забываем мы и о памятных датах нашей страны. Мероприятия, посвященные таким значимым событиям, готовятся с учетом возраста наших воспитанников.

Дни памяти:

• Так ко Дню народного единства был подготовлен мастер-класс по изготовлению художественной открытки «Мы едины»;

• Ко Дню неизвестного солдата мы совершили виртуальную экскурсию в Александровский сад к могиле Неизвестного солдата;

• В День снятия блокады Ленинграда провели час мужества «Блокадный хлеб»;

• Ко Дню защитника Отечества подготовили для пап поздравительные открытки.

Конечно, не следует ждать от дошкольников «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, сможет рассказать о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, рисует, лепит, то можно считать, что наша задача выполнена. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Конспект мастер-класса «Патриотическое воспитание детей средствами нетрадиционных технологий изобразительного творчества»Конспект мастер-класса «Патриотическое воспитание детей средствами нетрадиционных технологий изобразительного творчества» Мастер-класс "Патриотическое воспитание детей средствами нетрадиционных технологий изобразительного творчества" Цель: привлечение внимания.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 21:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Машкова Елена Александровна (УИ 2412652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД