Яна Позднякова
Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
Современный период развития общества характеризуется резким возрастанием роли воспитания. В последнее время социокультурную ситуацию в нашей стране характеризуют, как ситуацию глобального нравственного, эстетического и духовного кризиса.
В наш век на ребенка обрушивается обилие информации средствами масс-медиа, использование интернета, которая ложится на душу ребенка мертвым грузом и тогда при обилии знаний рождается скудность чувств и интересов. Их неразвитость порождает примитивность человеческой души, когда человек не способен не только переживать, но и может даже получать удовлетворение, унижая другого.
Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова» размещена в разделах
В этих условиях нравственно-эстетическое воспитание является одной из важнейших задач становления и формирования культурной, разносторонней личности. И, именно сегодня оно актуально, как никогда.
Человек культурный во всех аспектах формируется именно в детстве, а дальше идёт или дальнейшее совершенствование, шлифовка и углубление приобретённого, или путь, который, скорее всего никогда не пересечётся с миром культуры.
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности. В наше время дошкольному детству уделяется большое внимание: внедряют разнообразные программы, проводят научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, детей водят в музеи. Но, процесс формирования культурного человека не может быть только публичным.
Наоборот, чем более он интимный, личностный, тем более он значим для ребёнка и тем больший след оставляет в его душе. Всем нам давно известна постоянная потребность ребёнка в общении. Ему важно знать: где и у кого он найдёт ответы на все свои «почему?», «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Постоянный неторопливый поиск ответов на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское, даже парадоксальное, формируют в ребенке нравственно-волевые качества, помогают развивать чувства и эмоции.
Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка – память сердца. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам – нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека.
Художественная литература комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.
С. Я. Маршак говорил: «Литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые умные читатели». Читатель в ребенке просыпается раньше, чем он научиться читать. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Слушая рассказ, стихотворение, сказку, они ясно представляют в своём воображении описываемые явления, события, людей, предметы. При этом дети испытывают разнообразные чувства, выражают своё отношение к героям, их поведению, поступкам, сочувствуют одним и осуждают других, переживают радости и неудачи.
Во все времена известен интерес детей к сказкам. Воспитательное влияние сказки всегда признавалось педагогикой. Мы используем сказку, как средство для воспитания и развития положительных моральных качеств. Например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства, формирует представления о добре и зле; зло наказывается, добро вознаграждается. Ненецкая сказка «Кукушка» воспитывает в детях чуткость, сочувствие, заботливое отношение к родным людям, показывает, что жестокость людей справедливо наказывается. Сказ П. Бажова «Серебряное копытце» воспитывает доброту, ответственность, отзывчивость, способствует формированию дружбы. Сказки вызывают у детей богатые разнообразные эмоции – Аленушка у них «красивая, милая, добрая, хорошая», ведьма – «страшная, некрасивая, уродливая, злая, коварная, хитрая, жестокая», Дарёнка из «Серебряного копытца» - «милая, хорошая, добрая, ласковая, смелая». Василиса Прекрасная нравится детям потому, что «она красивая, умная», Кощей Бессмертный и Баба-Яга им не нравятся, потому что они «противные, злые, страшные».
Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка и разнообразна. Особое место мы отводим рассказам, которые посвящены жизни детей, это и светлые рассказы А. Гайдара «Чук и Гек», «Голубая чашка», которые способствуют развитию нравственно-волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости. И рассказы С. Вангели о жизни маленького молдавского мальчика Гугуце, воспитывающие у детей желание учиться, формирующие положительное отношение к будущей учёбе в школе. По праву завоевали любовь детей и короткие рассказы В. Осеевой – цикл рассказов «Волшебное слово», в них в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат детей вежливости, честности, формируют высокие моральные качества – заботливость, уважение к людям, трудолюбие. А рассказы Н. Калининой «Помощники», «Как Сашу обожгла крапива» учат детей смелости и послушанию, заботливости и внимательности, обогащают нравственный облик детей, учат ребят быть честными, правдивыми, отзывчивыми и добрыми.
Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно в этот период жизни детей, необходимо воспитывать у них любовь к животному миру. Через рассказы о животных: К. Паустовского «Кот-ворюга», «Заячьи лапы» и М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Золотой луг», дети проникаются любовью к родной природе, родному краю; учатся доброте, тому, что о животных нужно заботиться: кормить, беречь, ухаживать за ними. Рассказы о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле.
Конечно, ничто не сравнится с волшебным миром поэзии, которая обогащает душу ребёнка красотой и гармонией. Поэзия способствует пробуждению чувства прекрасного, радости и оптимизма. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты! В душе ребёнка, умеющего радоваться, наслаждаться красотой природы не остаётся места обидам, зависти, злобе. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы - И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева «В небе тают облака», «Зима недаром злится», А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Вот север, тучи нагоняя», «Зимнее утро», учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе; воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне.
Положительно воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка шутка и юмор. Они способны не только погасить назревающие отрицательные эмоции, но и способствуют развитию положительных черт характера, воспитывают в детях доброжелательность, искренность. Эти наблюдения подтолкнули нас к поиску и использованию юмористических произведений. Так мы открыли для детей весёлые стихотворения А. Усачева «Жужжащие стихи», «Как ёжик нашел дорогу домой», «Колыбельная для Дракоши», от которых у детей поднимается настроение. Весёлые истории М. Зощенко – настоящая кладезь житейской мудрости, его цикл рассказов «Лёля и Минька» воспитывают в детях уважение к родителям, находчивость в трудных жизненных ситуациях, настойчивость, доброту, отзывчивость и сочувствие к обиженным. А стихи и сказки Э. Успенского, С. Михалкова, рассказы Н. Носова, В. Драгунского – это же профилактика против тоски и уныния, источник богатого и светлого воображения; они пронизаны любовью к детям, учат дружбе, доброте, взаимопомощи.
Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, словотворчестве, играх-драматизациях.
Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии (Крошечку-Хаврошечку, дочку-падчерицу из сказки «Двенадцать месяцев», Ивана-
Царевича). Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.
Дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений. Поделки детей оформляем в композиции «Волшебный лес, полный сказок и чудес», «По страницам волшебных сказок».
Хорошо известна тяга ребёнка к сочинению сказок, рассказов и стихов. Желание детей высказаться – естественно. Дети придумывают продолжение сказки, рассказа на заданную тему, с незримо присутствующим в них нравственным воспитательным значением. А затем мы вместе с детьми оформляем их в виде книжек-малышек – «Лесная сказка», «Как ёж поссорился с зайцем», «Сказка о волшебном горшочке», «Первый раз – в первый класс!». Детское словотворчество – рассказы, стихи, сказки, всё это говорит о развитии чувств ребёнка, формировании его эмоциональной сферы, нравственного восприятия.
Дети с удовольствием инсценируют понравившиеся произведения. Так с детьми старшего дошкольного возраста были подготовлены и проведены спектакли по произведениям Н. Носова: «Живая шляпа», «В гостях у дедушки», «Фантазёры». Играя роль, дети не только представляли, но и эмоционально переживали поступки своих персонажей. Эстетические переживания помогают детям активно выражать своё отношение к персонажам. Перевоплощаясь в героев, переживая и действуя за них, дети обнаруживали своё понимание не только их характера, но и мотивов поведения. Дети, если исполнение роли увлекало их, ставили себя на место изображаемого персонажа и как бы жили его жизнью. При этом они обнаруживали большую долю фантазии и воображения.
Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Ведь нужно еще научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство во всех его проявлениях, в том числе и искусство художественного слова.