Анна Алтынова
Нравственно-патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
Алтыновой Анны Валерьевны
воспитателя МАДОУ ДС КВ «Светлячок»
по теме
«Нравственно-патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте»
Воспитание человека представляет собой важнейшую задачу как для семьи, так и для государства. В дошкольных образовательных учреждениях ключевым направлением является нравственно-патриотическое воспитание детей.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Осознание ребёнком своей связи с Родиной начинается с семейных отношений. Окружение, состоящее из родителей, бабушек и дедушек, формирует его внутренний мир и привязанность к дому. Эти отношения являются фундаментом, объединяющим его с родным окружением.
Первые впечатления ребёнка от мира, восхищение увиденным и испытанное удивление, прокладывают путь к его патриотическим чувствам. Именно эти моменты находят отклик в сердце малыша, закладывая основу его любви к Родине.
Хотя многие впечатления ребёнком ещё не осознаны полностью, они, пройдя через его восприятие, играют ключевую роль в становлении патриотической личности. Государство сегодня стремится восстанавливать утерянное чувство патриотизма и гражданственности как у взрослых, так и у детей. Известно, что формирование личности начинается в дошкольном возрасте, что также касается развития патриотических чувств: любви, привязанности, преданности, ответственности и желания трудиться на благо родного края.
Возникает вопрос: как организовать воспитательную работу так, чтобы прививать детям ценности и любовь к своей малой и большой Родине? Для эффективного патриотического воспитания в нашей группе создан уголок нравственно-патриотического воспитания. Его цель — содействие развитию личности ребёнка, формирование ценностей здорового образа жизни, нравственного начала, а также знакомство с достопримечательностями и историей Брянской области.
Актуальность темы:
Важно, чтобы дети с раннего возраста осознали, что их большая Родина — это Россия, единая для всех, кто на её просторах родился и полюбил её. Именно они прилагают усилия, чтобы страна становилась более красивой, богатой и мощной державой. Каждый из нас должен стремиться быть полезным своей Родине.
Для этого необходимо обладать знаниями и навыками, с детства совершать поступки на благо семьи, детского сада, города, а впоследствии — всей страны. Знакомство с Россией становится основой нравственно-патриотического воспитания детей.
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, будущих граждан и патриотов России. Формирование интереса к национальной культуре, обычаям и традициям.
Задачи патриотического воспитания дошкольников :
1. Развитие привязанности к своему дому, детскому саду и близким, укрепление дружеских связей.
2. Формирование любви к родному краю через знакомство с природой, культурой и традициями.
3. Представление о России как родной стране и осознание Москвы как столицы.
4. Воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию России через эстетическое воспитание.
5. Развитие гражданско-патриотических чувств изучением государственной символики и углубление знаний о родном крае, его истории, природе и жителях.
Работа по нравственному воспитанию проводится систематически и регулярно. Важную роль играет создание подходящих условий, а также разнообразие приёмов и методов в работе с детьми. Патриотическое воспитание нужно начинать с формирования тёплой и уютной атмосферы, чтобы каждый день в детском саду приносил ребёнку радость, улыбки и веселые игры среди добрых друзей.
В своей практике мы применяем различные технологии:
• Игровые
• Информационные
• Коммуникативные
• Проблемные
• Развивающее обучение
• Консультативные
• Визуальные
• Проектные
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое внимание уделяется произведениям детской художественной литературы, русским народным играм и устному народному творчеству. Также важную роль играет народно-прикладное искусство.
Содержание работы по направлениям включает:
• Формирование понятия семьи.
Изучение связи времён, составление родословной.
• Знакомство с родным городом.
Изучение значимых объектов, природы, традиций, истории и ключевых событий.
• Познание профессий.
Расширение представлений о людях и их деятельности.
• Изучение государственной символики.
Знакомство с символикой города, области и других стран.
• Ознакомление с Россией.
Изучение символики и значительных исторических событий.
• Знакомство с героями сказок.
Обсуждение их подвигов и поступков.
• Изучение понятий патриотизма и героизма.
Анализ их проявлений в жизни.
• Устное народное творчество.
Изучение потешек, праздников, обрядов, декоративно-прикладного искусства.
• Развитие интереса к изучению культуры.
Самостоятельное освоение окружающего мира и культурного наследия.
Принципы работы по патриотическому воспитанию :
• Личностно-ориентированное общение: индивидуальный подход к каждому ребёнку.
• Тематическое планирование: подача материала по блокам: семья, природа, культура, малая родина, страна.
• Наглядность и последовательность: использование визуальных элементов для лучшего восприятия.
• Занимательность: поддержание интереса у детей.
• От близкого к отдалё нному: постепенное расширение кругозора.
• От общего к частному: каждый частный элемент связан с общими понятиями.
• Опора на опыт: использование реальных дел и событий в жизни детей.
• Взаимодействие с семьями: совместная работа с родителями для достижения целей воспитания.
Эти принципы позволяют создать эффективную систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, обеспечивая гармоничное развитие их личности.
Тематический блок «Семь Я» акцентирует внимание на важности семейных связей и общения. В этом блоке ключевую роль играет вовлечение родителей в воспитательный процесс, поскольку любовь ребёнка к Родине начинается с любви к родным и близким.
Основные элементы и темы блока:
– «Я и Моя семья».
Здесь дети учатся ценить семейные узы, понимать значимость каждого члена семьи. На занятиях обсуждаются такие темы, как уважение и забота друг о друге.
– «Я и мои друзья».
Развивается осознание важности дружбы и взаимодействия со сверстниками, формируются навыки общения и сотрудничества.
– «Я и взрослые».
Понимание роли старших, уважения к мудрости и опыту старшего поколения. Занятия охватывают темы, связанные с отношением к пожилым людям, важностью заботы и поддержки.
Практические мероприятия:
– Проведение занятий на такие темы, как «Семь Я», которые помогают детям лучше осознать свою роль в семье.
– Занятия, как «Пожилые люди», направлены на развитие эмпатии и уважительного отношения к старшему поколению.
– Тема «Моя мама – лучше всех» помогает детям выразить любовь и признательность к матери.
– Обсуждение тем «Дети и родители» способствует укреплению взаимопонимания в семье.
Взаимодействие с родителями:
Поддержание постоянной и плодотворной связи с родителями способствует созданию единой воспитательной среды. Родители не только помогают педагогу, но и активно участвуют в процессах формирования нравственных основ у детей, что позволяет глубже интегрировать семейные ценности в образовательный процесс.
Разделив процесс нравственно-патриотического воспитания на тематические блоки, делаем его более организованным и понятным для детей.
Блок «Культура и традиции» :
Этот блок посвящё н знакомству детей с уникальными аспектами российской культуры и традиций:
• Изучение традиций и быта России: знакомство с историей возникновения народных игрушек, видов устного народного творчества.
• Мероприятия:
o «Выставка дымковских игрушек» – демонстрация искусства народных мастеров.
o «Масленица» – праздник, сопровождаемый традиционными играми и обрядами, развивающий понимание праздничного цикла.
• «Русские матрешки» – изучение символики и истории возникновения этой уникальной игрушки.
Блок «Я и Родина» :
Этот блок направлен на развитие у детей чувства принадлежности и любви к своей стране через знакомство с ее историей и культурой:
• Знакомство с родным городом и страной: систематическое изучение истории, культуры и природы, формирование чувства патриотизма.
• Методы работы:
o Использование визуальных материалов: картины, фотографии и рисунки помогают создать образ мироощущения и истории родного края.
o Организация экскурсий и прогулок по значимым местам, обсуждение увиденного и прочитанного.
Блок «Этих дней не смолкнет слава» :
Здесь воспитывается уважение и гордость за свою историю и народ:
• Активности:
o Занятия и утренники: посвящённые Великой Отечественной войне и солдатам Российской Армии, помогают детям почувствовать силу исторической памяти.
o Праздничные концерты: стимулируют интерес и уважение к национальным событиям.
o Создание подарков и открыток: совместная работа детей и родителей для ветеранов и солдат, которая укрепляет семейные и патриотические связи.
В каждом из блоков важно вовлечение семей и наладка связей с родителями, чтобы процесс формирования нравственных и патриотических чувств был непрерывным и поддерживался не только в образовательном учреждении, но и в домашнем окружении.
Блок «Вижу чудное раздолье…»
Этот блок посвящён знакомству детей с природными ресурсами родного края и воспитанию бережного отношения к природе. Основные активности включают:
• Совместные походы с родителями.
Во время этих походов дети узнают о местной флоре и фауне, учатся любоваться природой и понимать её красоту. Это усиливает связь с родной землёй и формирует экологическую культуру.
• Забота о птицах зимой.
Традиция кормления и наблюдения за птицами развивает у детей чувство ответственности и заботы о живых существах. Детям прививаются навыки наблюдения за природой, как зимние деревья, следы животных и птиц.
• Сбор природного материала.
Сбор листьев, шишек, веток для дальнейшего использования в поделках и творческих проектах способствует развитию воображения и экологического мышления.
Блок «Педагогическое сопровождение семьи» :
Этот блок подчёркивает важность работы с семьё й в образовательном процессе:
• Родители как равноправные участники.
Родители не только помогают воспитателям, но и активно участвуют в воспитании, укрепляя семейные традиции и передавая их детям.
• Погружение в историю семьи.
Изучение истории семьи и генеалогического древа позволяет детям почувствовать связь с прошлыми поколениями. Это вызывает у них сильные эмоциональные отклики и способствует развитию уважения к своим корням и семейным традициям.
• Сохранение традиций.
Взаимодействие с родителями развивает у детей бережное отношение к семейным и культурным традициям, что помогает укреплять семейные связи и преемственность поколений.
Эти блоки помогают формировать у детей глубокое понимание природы родного края и укрепляют семейные ценности, что является важным аспектом в процессе нравственного воспитания.
В работе с родителями мы используем разнообразные формы взаимодействия, включая КВН, круглые столы, семинары-практикумы, семейные посиделки, конкурсы, выставки, походы и игровые программы.
Родительское собрание «Семья и родной дом»
На этом собрании в форме посиделок были решены следующие задачи:
1. Формирование представления о семейных ценностях.
2. Актуализация эмоционального опыта детей в контексте семейных взаимоотношений.
3. Развитие доброжелательности, терпимости и взаимопомощи в семье.
Участие родителей
Родители активно участвуют в жизни группы. За последние несколько лет организованы различные конкурсы и выставки, где родители демонстрируют свою творческую индивидуальность. Например, конкурс «Генеалогическое древо семьи» вдохновил участников на изучение своих корней.
Диагностика патриотизма
После изучения теоретических основ воспитания любви к родному краю у дошкольников, мы начали работу с диагностики. Для этого использовались методы, разработанные М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой. Это позволило определить уровень воспитанности детей в отношении патриотизма и скорректировать дальнейшую работу.
Благодаря интеграции семьи в образовательный процесс, достигается глубже понимание и поддержка нравственных и патриотических ценностей.
На основании данных диагностики были сделаны следующие выводы:
Результаты диагностики патриотической воспитанности :
• Рост патриотических знаний.
Уровень сформированных патриотических знаний у дошкольников значительно увеличился. Дети стали проявлять более правильное отношение к окружающему миру, своей стране и природе.
• Интерес к истории и культуре.
У детей возник интерес к изучению истории, местной художественной литературы и природных богатств родного края. Это нашло отражение в их творчестве: создании сказок, рассказов, рисунков и поделок.
• Посещения конкурсов и мероприятий.
Увеличилось количество участников конкурсов и акций краеведческой направленности, что способствует развитию творческих способностей, любознательности и любви к своей малой родине.
• Возросший интерес родителей.
Родители стали проявлять больший интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду, включая конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей и походы по родному краю. Количество участников также увеличилось.
• Обогащение педагогического опыта.
Педагогический коллектив стал активнее использовать краеведческий материал в образовательном процессе, приобретая новый опыт проведения занятий на его основе.
Надежды на будущее:
Мы надеемся, что эта работа поможет детям развить любовь и привязанность к родному дому, семье, городу и краю. Она также способствует воспитанию гордости и уважения к своей нации, русской культуре, языку и традициям, а также учит детей бережному отношению к природе и её красотам.
Заключение:
Формирование патриотических чувств у детей происходит более эффективно, когда детский сад поддерживает тесные связи с семьёй. Участие семьи в процессе знакомства дошкольников с социальным окружением несёт уникальные педагогические возможности, которые не может полностью заменить образовательное учреждение. Эти возможности включают в себя любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственное обогащение отношений и их общественную направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для формирования высших нравственных чувств.
Взаимодействие детского сада с семьёй должно осуществляться на основе принципа равного партнёрства, где родители выступают не только как помощники, но и как полноценные участники процесса воспитания. Важным является координация усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, а также совместная деятельность воспитателей и родителей.
В нравственно-патриотическом воспитании особую роль играет пример взрослых и близких людей. На конкретных примерах и жизненных ситуациях из истории семьи необходимо строить ознакомление детей с родным краем, начиная с концепции "малой Родины" и постепенно переходя к таким понятиям, как Отечество и долг перед Родиной.
Успех в патриотическом воспитании достижим только в том случае, если взрослые сами знают и любят историю своего города и страны. Они должны уметь подобрать такие знания, которые будут доступны для восприятия детьми дошкольного возраста и способны вызвать у них чувство гордости и восторга. Однако никакие знания не принесут положительных результатов, если взрослые сами не испытывают уважение и любовь к своему народу и стране.
Каждый ребёнок подобен чистому листу, на котором оставляют след все, с кем он взаимодействует. Добре, если среди них окажутся умные, добрые и высоконравственные люди, способные передать лучшие качества и ценности.