Наталья Шустикова
Нравственно-патриотическое воспитание в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дискуссия на тему:
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ДОУ»
Подготовила - Шустикова Н. А.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Василек»»
«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,
кто не стал истинным сыном матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу /городу, округу, стране;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
• Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и промыслам народа малой родины;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;
• Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.
Задачи нравственно – патриотического воспитания :
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
• Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
• Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
• Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
• «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• Деятельностный подход;
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково – исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям, помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).
Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:
1. Охрана и укрепление здоровья ребенка;
2. Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;
3. Развитие любознательности;
4. Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
5. Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
6. Формирование коммуникативных способностей.
Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:
1. Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом (беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам, в музей);
2. В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
3. Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:
- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком;
- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;
- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.
Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических экскурсий специалистами – экскурсоводами.
Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков и пр.
Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
Формы работы с детьми и их родителями по нравственно – патриотическому воспитанию :
• Для детей
• Для родителей
- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения, физкультминутки ;
- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;
- тематические презентации;
- дидактические игры и упражнения, СРИ, подвижные игры;
- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;
- изготовление атрибутов для СРИ;
- создание тематических папок и их оформление;
- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;
- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;
- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;
- викторины;
- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;
- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и обсуждение (военных) песен;
- патриотические акции;
- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);
- посещение музеев, библиотек;
- целевые прогулки;
- народные праздники;
- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями семейными реликвиями;
- смотры – конкурсы;
- запись детских рассказов;
- интервьюирование;
- изготовление плакатов;
- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны»;
- создание мини – музеев;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.
- семейные вечера;
- музыкально – литературные композиции;
- тематические выставки;
- рукописные журналы;
- выставки рисунков, плакатов;
- проведение творческих мастерских;
- создание «Семейных клубов»;
- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;
- фотовыставки;
- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);
- патриотические акции;
- консультации и рекомендации;
- анкетирование.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Интеграция регионального компонента / нравственно – патриотического воспитания с образовательными областями основной образовательной программы
Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям ненецкогонарода, стремление сохранять национальные ценности
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории Ненецкого автономного округа. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой ненецкого округа
Художественно-эстетическое
развитие
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов. Знакомство с культурой, бытом и традициями ненецкого народа.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы ненцев.
В детском саду для дошкольников создана развивающая и воспитывающая среда. Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры НАО (библиотека, краеведческий музей, ЭКЦ и пр., общественных организаций, включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам духовно – нравственного, патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные планы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Ведется работа над реализацией долгосрочного проекта (2014 – 2019 г.) «Я помню, я горжусь», направленный на формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях, чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание нравственности, эмоционально – действенного отношения к окружающим; все это отражено в темах проекта – «Ненецкий автономный округ в годы войны», «Книга Памяти», «Дети войны».