Светлана Викторовна Дьякова
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки
▼ Скачать
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки
Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в ДОО и, в целом, музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники прививаем детям любовь к своей стране, к родному дому, детском саду, уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Приобщение к народным праздникам и традициям – одна из составляющих патриотического воспитания. Знакомство с ними помогает детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к ценностям своей культуры, ведь в данных праздниках отражается накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни. В праздник происходит возвышение и закрепление нравственных чувств, таких как ответственность, милосердие, чувство долга, уважение и т. д.
Проводя такие праздники, как «Осенины», «Капустник», «Эх, картошка!», «Никита-гусепролёт», «Вот он – хлебушко душистый», «Рождественские колядки», «Масленица», «Встреча жаворонков», дети узнают о русских обычаях и традициях.
«Осенины» - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Его очень любят наши дети. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гуляния. В это время принято было веселиться, печь каравай из муки нового урожая. В нашем ДОО мы отмечаем «Осенины», как праздник урожая, праздник хлеба. Дети наряжаются в народные костюмы, играют, поют, разыгрывают весёлые сценки.
А какой праздник без русских народных инструментов! Знакомство с ними очень важно! Они становятся одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и быту. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники.
«Рождественские колядки» – один из любимых праздников детей, который мы проводим сразу после новогодних каникул. Воспитанники читают стихи, слушают рождественские песни, играют в народные игры и забавы, участвуют в гадании и, конечно, получают угощение. Всё это создаёт хорошее настроение и позволяет узнать историю праздника.
«Масленица» проводится у нас на улице, но прежде всех приглашают на гуляние зазывалы. Дети знакомятся с народными обрядами встречи весны и проводов зимы, о том, какую роль в этом празднике играет масленичное чучело и, почему именно блины, главное угощение. Также воспитанники узнают о том, в какие игры любили играть их прабабушки и прадедушки.
«Встреча жаворонков» - это праздник встречи весны, где через игры, инсценировки, хороводы, музыкально-танцевальные композиции воспитанники узнают о весенних приметах, повадках животных и птиц, а также получают много позитивных эмоций.
Дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. А ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это удаль, и размах, и искренность.
Любовь к Родине начинается с любви к маме, самого близкого и родного человека. У нас в ДОО проводятся два праздника, которые помогают понять воспитанникам всю значимость мамы в его жизни – это «День Матери» и «8 Марта», где они с теплотой и добротой исполняют песни о маме, о бабушке. У детей формируются такие качества, как доброта, понимание, сопереживание, дружелюбие, гордость за свою маму. Особенно нравится воспитанникам, когда мамы и бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе танцуют, играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх и аттракционах.
Есть праздники, которые сплачивают весь народ, которые являются частью нашей культуры, посредством которых передаются традиции от поколения к поколению – это «День Защитника Отечества», «День Победы», «День народного единства». Они очень важны для формирования у воспитанников представления о Российской Армии, военных профессиях, воспитывают уважение к традициям Отечества – чтить своих героев. У воспитанников появляется желание быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Они с удовольствием разучивают танцевальные композиции, связанные с этой тематикой, и с большим желанием поют песни, например, такие, как «Бравые солдаты» А. Филиппенко или «Герои-солдаты» М. Ефименко.
Большое внимание уделяется теме Великой Победы. Мной разработан проект «Песни, с которыми мы победили», который знакомит воспитанников с песнями военных и послевоенных лет. Песню «День Победы» А. Пахмутовой традиционно исполняют взрослые и дети на параде, посвящённом 9 Мая. В День Победы проходит смотр строя и песни, где воспитанники маршируют и поют, как настоящие солдаты. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при исполнении, надолго останутся в памяти детей и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут им стать патриотами своей страны. Очень любят наши воспитанники выступать перед ветеранами, тружениками тыла. Малыши дарят в День Победы им цветы и шарики.
Нравственно-патриотическое воспитание – это и знакомство с малой Родиной. Наши воспитанники принимали участие в районных и городских конкурсах, где исполняли песню «Кандыки», эти цветы занесены в Красную книгу Кузбасса. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства воспитанников, ведь природные явления ближе им и легче для восприятия, сильнее воздействуют на их эмоциональную сферу.
Наши воспитанники принимали участие в музыкально-поэтическом конкурсе, посвященном 300-летию Кузбасса «Кузбасс – горячее сердце Сибири», в праздниках ко Дню города, 75-летию Кемеровской области, исполняли музыкально-ритмическую композицию «Кузбасс, давай!». С чего начинается Родина? Наверное, с того знакомого места с детства, где родились, бегали, играли, гуляли. Дети с удовольствием поют песни и танцуют про дружбу, семью, детский сад. Эти темы им особенно понятны и очень любимы.
Хочется отметить искусство театра, которое выступает как большая познавательная и воспитательная сила. Наши дети принимали участие в районных и городских конкурсах театрального творчества. Они становились лауреатами, победителями 1 степени, призёрами зрительских симпатий. Объединение музыки, сказки и искусства театра способствует выработке эмоционального отношения к нравственным нормам.
Необходимо сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы : любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям. Учить детей правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у воспитанников.
В заключении хочется отметить, что музыка занимает значительное место в жизни детей, а также играет важную роль в решении задач нравственно-патриотического воспитания.