Ольга Николаевна Кочетова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Актуальность воспитания патриотически дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее значение общественное и становится задачей государственной важности. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, желание сохранять культурные особенности своего народа, сохранять взаимосвязь с другими народами, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые способы работы с детьми в этом плане. «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский.
Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник обладающий великой воспитательной силой,радостных эмоций,. Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственно - патриотического воспитания дошкольника. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей, помогает привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны. В игровой форме дошкольники знакомятся с символами своей страны, областью, городом, их достопримечательностями, узнают историю своей страны. Игры – приветствия ориентируют педагогов на использование наиболее доступных, специально отобранных средств для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. В игре активно ребенок переосмысливает накопленный нравственный опыт, именно в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра –естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, который имеет и большое воспитательное значение. Игра учит и справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для формирования основ личности: развития целостного восприятия окружающего мира, непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к нуждам и переживаниям людей; развития таких черт характера, как милосердие, гуманность, толерантность. В дошкольном учреждении работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, словесные, пальчиковые, театрализованные, хороводные, подвижные, а также сюжетно-ролевые.
Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. («Маленькие помощники», «Моих родителей зовут…», «Добрые слова», «Как я дома помогаю», «Назови ласково»). Эти игры позволяют получить яркие впечатления, окунуться в исторические моменты, закалить дух, вызвать всплеск эмоций, научить действовать быстро и сообща с коллективом. Роль нравственно-патриотического воспитания заключается, прежде всего, в том, что через игры дети развивают высокие нравственные чувства и моральные качества. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М. : «Издательство Скриптирий 2003», 2012. – 112 с.
3. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
4. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007. – 64 с.
5. Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. совершенство.