Назранова Хаишат
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Поэтому задачами воспитателей являются :
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
расширение представлений о своем городе;
развитие чувства уважения к другим народам и их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, в труде, в быту. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье и отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношения к тому месту, где ребенок живет.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться и заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; развитие волевых качеств; формирование самооценки своих поступков, а также доброжелательная оценка поступков других людей.
Патриотическое воспитание подразумевает воспитание любви к Отечеству, формирование чувства гордости за свою нацию, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, становления устойчивой связи поколений.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу, его достопримечательностям, памятникам и т. д.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Игру можно считать и одним из лучших средств коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.
Игра –естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, который имеет и большое воспитательное значение. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, ведь именно в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
В дошкольном учреждении работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, словесные, пальчиковые, театрализованные, хороводные, подвижные, а также сюжетно-ролевые
По словам В. А. Сухомлинского «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».
Сюжетно - ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Игра, тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.
Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников-процесс сложный и длительный.
Мы составили схему последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.
Рассмотрим каждый блок отдельно.
Блок «Семья». Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. Ребенок должен научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательным к другим, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».
Любимые игры девочек нашей группы — «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать».
Каждая сюжетно-ролевая игра требует подготовки. Для обогащения игры «Семья» организовали с детьми праздник ко дню Матери, подготовили поздравления прочитали стихи, оформили выставку рисунков «Моя любимая мама».
Второй блок «Детский сад». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, будь то город, село или деревня. Чтобы любить свой родной город, нужно его знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой Родине нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх : «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята» и т. д.
Блок «Традиционные праздники и обычаи своего народа». Дети участвуют в таких мероприятиях как «День родного языка», «День весеннего равноденствия», где они играют в традиционные детские игры, читают стихи на родном языке, танцуют национальный танец.
. Следующий блок — «Родной город». В группе есть уголок «Мой край», который периодически обновляется разными адыгскими атрибутами, орнаментом, тесьмой и т. д. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, о его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях, трудовой деятельности людей, писателях, знаменитых земляках. С этой целью проводим экскурсии в музей.
Блок «Будем Родине служить». Здесь мы стараемся научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, проявление интереса к Армии, к защитникам Отечества, которая является предпосылкой, способствующей воспитанию у детей желание быть похожими на солдат. С этой целью организовали поход в музей приуроченный ко Дню Победы и провели акцию-окна Победы.
Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.
В настоящее время необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.
Данная схема позволяет охватывать множество тем. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о Родине. Некоторые темы повторяются и с возрастом представления детей обогащаются и совершенствуются. Составленная схема по желанию воспитателя может быть дополнена. Например, можно включить блок «Родная природа», так как любовь к природе родного края, бережное отношение к ней является тоже проявлением патриотизма.
Работа в данном направлении позволила сделать выводы:
воспитание патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный;
работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности;
обязательно использование сюжетно- ролевых игр для закрепления полученных знаний в соответствии с возрастом детей;
работа должна проводиться в разных направлениях: семья, детский сад, родной город, страна.
Полученные результаты по данной работе:
расширение кругозора детей, совершенствование познавательных процессов;
углубление знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем, профессиях горожан, природе родного края;
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, сохранят любовь к родному краю, к городу, в котором родились и выросли.