Ольга Карамчакова
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе краеведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание – процесс сложный и длительный. Нравственно-патриотическое воспитание начинается с дошкольного возраста. .Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе краеведения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
«Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С введения стандарта начался реальный этап реформирования дошкольного образования в России, который внедряется по всем направлениям В данной статье предпринята попытка по внедрению опыта работы:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе краеведения.»в соответствии с ФГОС.
В настоящее время единого подхода к определению «нравственного воспитания» не существует. По мнению Р. С. Буре - нравственное воспитание - это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм»
С. А. Козлова определяет нравственное воспитание как «целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества»
Нравственно- патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек[3 ].
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, у истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятиях «нравственное воспитание» и "патриотическое воспитание".
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [4, стр 12].
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность к ней ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте[7] .
Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста «стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших"
К. Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.
Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В исследованиях, проведенных учеными В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, А. А. Анциферовой, Н. Ф. Виноградовой, В. Г. Пушминой и др., воспитание патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в процессе формирования у детей.
В рамках нравственно-патриотического воспитания я решаю следующие задачи: Сформировать бережное отношение к природе и всему живому, привить любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; знакомить с символами государства (герг, флаг, гимн); развить чувства ответственности и гордости за достижения страны и ее народа; интерес к национальным (хакасским) традициям и промыслам;воспитывать уважение к труду и продуктам трудовой деятельности;толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В своей работе я использую :
- Чтение художественной литературы;
- Проектный метод ;
- Экскурсии.
Для ознакомления детей с родным краем и воспитания у них патриотических чувств, я использую русские народные сказки и хакасские сказки. Например, сборник фольклорных сказок А. М. Шастина «На море, на океане, на острове, на буяне», сказки «Моложавые яблоки», «Иван-царевич», «Горе», «Счастье», «Про солдата», а также сборник хакасских народных сказкок "Алып Хыс", "Хитрая лиса", "Водяной и рыбак". Эти сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Организуя с детьми такой вид деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора, считаю необходимым решать не только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Поэтому устное народное творчество использую как средство развития человечности, гуманных качеств личности детей - добра и справедливости, чувства гражданственности. Так, например, в хакасской сказке "Волшебный чатхан", " Как шаман хотел жениться" дружба помогает победить зло, в хакасской сказке "Сибдеек и Сибеч,ек" отважные богатыри сражаются с врагами, кто нападает на их родину, каким трудом и упорством достигается конечный результат. Прелесть сказки в том, что она не дает прямых наставлений детям (например «Люби свою Родину», «Слушайся родителей», «Уважай труд старших», но в её содержании всегда заложен урок, который малышам удается уловить, а затем перенести в свой жизненный опыт. Например, сказка «Два брата» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Два друга» предостерегает: в лес, на улицу одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказки «Воробей и ворона», «Коростель и перепёл» - учат дружить. Особо ярко моральные ценности представлены в волшебных сказках. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица – умница, трудолюбивая, умеющая красиво петь и танцевать, почитающая волю своих родителей. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный, защищающий себя, свою семью, родной город, родину. На основе прочитанных сказок, у ребенка сформируется идеал, или далекая перспектива, к которой он будет стремиться с детства, сверяя с идеалом свои дела и поступки, что во многом определит его как личность со своей гражданской позицией и нравственными ценностями, в том числе и любовь к родине.
В своей работе также использую проектный метод. В группе были проведены проекты по темам : «Природа родного края», «Моя страна», «Мой город»," Мой детский сад», "Мы россияне", " Моя семья", "Мой край - Хакасия" В ходе проектной деятельности дети получают знания о большой и малой Родине: истории, символики, достопримечательностях. Расширают знания о флоре и фауне нашей страны. Воспитывают любовь к родному городу Абакан, умеют видеть прекрасное, гордиться им; знакомяться с хакасской культурой и традициями. Большую часть в реализации проектов привлекаются родители. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для нравствено- патриотического воспитания.
В своей педагогической практике в нравственно-патриотическом воспитании я использую экскурсии мини-музей "хакасская юрта", городской краеведческий музей им. Кызласова.
В группе были созданы центры, в которое входит мини-музей. Нами создан мини-музей Хакасская юрта. Мини – музей представляет собой элементы хакасской юрты, она разделена на две половины: на мужскую и на женскую. В Мини-музее сохранены обычаи, традиции семьи и быта, культура хакасского народа. Экскурсии в мини - музей проводят воспитатели и также сами дети. За время существования музея его экспозиции с каждым годом обновляются, национальные костюмы и предметы народного декоративно-прикладного творчества (хакасские женские украшения серьги "ызырга",кольца"пурба" перстень "чустук",нагрудные украшения (пого, варежки хакасские с вышивкой, наплечники "инмен" с хакасской вышивкой для платьев, хакасское женское платье с вышивкой,).А также совместно с родителями реализуется выездная экскурсия в городской краеведческий музей им. Кызласова. Такие посещения достопримечательностей, музеев — помогают закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Важную роль в жизни детей при ознакомлении с историей города играют краеведческие экскурсии.
Таким образом на протяжении многих лет мы работем над созданием условий для нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста на основе краеведения. Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Сила воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине.