Валентина Махрина
Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе историко-культурного наследия родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
МБДОУ «Д/с «Колокольчик»
г. Дмитровска Орловской области
Махрина В. Я.
«Я видел красоту чужих морей,
Но знаю я отныне –
Один лишь зимний день
На Родине моей
Дороже сотен вёсен на чужбине»
Н. Хазри.
С чего начинается Родина?
С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней его жизни.
Первые представления о родном крае, его природе, его достопримечательностях ребенок получает в детском саду, в семье.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Каким образом, как и когда я это делаю в детском саду?
Любовь к родному краю я прививаю на занятиях, экскурсиях, походах в игровой деятельности. Проводя экскурсию или просто гуляя с детьми по улице Советской города Дмитровска Орловской области, у детей расширяется представление о том, что находится на главной улице города. Рассказывая об этом ребенку, он невольно запоминает, что на улице Советской находятся: районная библиотека, автостанция, здание администрации города, дом детского творчества, средняя общеобразовательная школа №1 и т. д
Рассказываю, для чего предназначено каждое здание и кто там работает. Обращаю внимание на таблички, которые висят на зданиях. Например, на автостанции – табличка с названием, на магазинах – витрины и т. д.
Проводя экскурсию к памятнику погибших солдат и партизан, указываю на то, как бережно люди охраняют памятники, ухаживают за ними, кладут цветы.
У памятника прочитала стихотворение В. Рослякова
За Неруссою, за Неруссою
У примятой межи…
Под березою светло-русою
Мой товарищ лежит.
Вырезная звезда на памятнике
Да березовый частокол.
Положили цветы для памяти
На зеленый могильный холм.
Но не плакать и не жалеть его
Часто ходят его земляки,
Молодые 17-летние и глубокие старики
Металлист, лесоруб и вузовец
Все проходят знакомой тропой.
Научиться железному мужеству
У могилы святой.
Стоя у могилы братьев Овинниковых, рассказала о том, как 2 брата - Сергей и Николай Овинниковы сражались во время Великой Отечественной войны за наш город Дмитровск и погибли на нашей земле. Одному из них – Сергею – присвоили звание Героя Советского союза, а 2-го – Николая – наградили Орденом Отечественной войны 1-й степени.
Могила братьев Овинниковых всегда утопает в цветах, чтобы люди помнили о них, т. к. они боролись за нас и вами, чтобы мы жили в мире и никогда не было войны. Показала детям памятную доску Братьев Овинниковых, которая висит на здании почты города Дмитровска.
Одна из улиц нашего города названа ул. Братьев Овинниковых.
Спросила, кто живет на этой улице из детей. Дети с гордостью отвечали, что живут на этой улице.
Напомнила детям, что в нашем районе – 8 героев Советского Союза.
Проводя экскурсию к братской могиле на кладбище города Дмитровска, я рассказала детям, что в ней похоронено сотни солдат, молодых ребят из разных городов и сел, защищая наш город Дмитровск от фашистов.
Миллионы матерей не знают, где похоронены их дети.
Я сказала детям: «В счастливый день своей жизни придите на могилу героев. Склоните перед ними свою голову и возложите цветы. Пусть пепел героев всегда стучит в ваших сердцах!».
12 августа – день освобождения г. Дмитровска от фашистских захватчиков. Объяснила детям, что в этот день люди нашего города и деревень приходят к могилам погибших героев, чтобы им низко поклониться за то, что они прогнали фашистов с нашей земли.
Проводила беседы о партизанах нашего края, которые отважно сражались в глубоком тылу врага, живя в трудных условиях в лесу, в землянках.
Партизаны подрывали немецкие поезда с оружием, помогали нашей армии одержать победу над фашистами.
В. Шульцев написал «Песню орловских партизан, которую я прочитала у могилы погибших солдат и партизан детям:
«Немецкими танками смяты посевы,
Свинцовая свищет пурга.
Но грозное пламя народного гнева
Бушует в тылу у врага…
Мсти врагу беспощадно и смело!
Мать – Отчизна, мы слышим твой зов.
В бой выходят за правое дело
Партизаны Орловских лесов».
Руководил партизанским отрядом в нашем районе Федосюткин Андрей Дмитриевич – 1-й секретарь райкома партии г. Дмитровска, а его заместителем был Рудых – Председатель райисполкома г. Дмитровска.
Проводя беседу о нашей стране, я у детей спрашивала, как называется наша страна (Россия, главный город нашей страны (Москва, наш город, улицу, на которой живут дети.
Проводя экскурсию в городской парк, я рассказала детям, что г. Дмитровск назван в честь Дмитрия Кантемира – молдаванина, очень умного человека, который знал 10 языков: русский, молдавский, турецкий, греческий, латинский, персидский, итальянский, арабский, румынский, французский.
Наш царь Петр I подарил нашу землю Дмитрию Кантемиру, на которой он построил в 1711 году г. Дмитровск.
Он переселился в Россию с 11-ю тысячами молдаван и валахов.
В 1722г. Кантемир, будучи в персидском походе вместе с Петром I, заболел сахарным диабетом и возвратился в Дмитровск, где и умер. У него было 3 сына: Антиох, Сергей и Матвей.
Гуляя по городу, обращала внимание на хорошую планировку города : ровные улица, много деревьев, которые украшают наш город и очищают наш город от пыли. Спросила, какие деревья растут на ул. Советской (рябины, березы, липы).
Рассказала детям, что Дмитровская земля богата лесами. Проводя экскурсию в Сосновый бор, я обращала внимание, какие высокие и стройные сосны растут в лесу.
Объяснила, что сосны долго растут, а особенного долго растут дуб, поэтому саженцы, которые выращивают в лесу, мы должны охранять – это природа нашего родного края.
Особенно понравилась детям береза, и мы решили побольше о ней рассказать, остановившись в березовой аллее детского сада.
Я использовала рассказ И. Соколова – Микитова «Береза».
После чего мы вместе спели хороводную песню «Во поле береза стояла» прочитала стих А. Прокофьева «Береза».
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется, да не ломится!
На занятиях по аппликации сделали групповую аппликацию из листьев березы «Русская береза».
Художники любят рисовать белую березу. И наш дмитровский художник-самородок Никулин В. А. нарисовал очень много картин для нашего детского сада с березовыми рощами, которыми оформили музыкальный зал и 1-й этаж детского сада.
Мы сходили с детьми в зал и посмотрели картины родного края художника г. Дмитровска Никулина В. А.
На занятиях в детском саду я знакомила детей с природными богатствами родного края : мел, песок, глина, фосфоритины, железная руда, железистые кварциты в Лубянках, в поселке новая Ялта – железная руда.
На занятиях показывала образцы полезных ископаемых, которые есть в Дмитровском районе.
Рассказала о происхождении названия Дмитровских рек Нерусса и Общерица (полагают, что Нерусса указывает на границу Московского государства с нерусской землей (Литовской) а Общерица впадает в Неруссу, она была общей 2-х государств.
Посетив с детьми подготовительной группы музей г. Дмитровска, дети увидели много предметов глубокой старины.
Мы бросили клич родителям принести предметы старины, они откликнулись на нашу просьбу, и мы организовали в детском саду свай мини – музей предметов старины, который назван «Русская изба».
В музее детского сада имеются: чугунки, утюги, ухваты, лампы, вышитые полотенца, одежда, прялка для получения пряжи, дорожки ручного производства и т. д.
Память народа – огромная книга, где записано все. Дети должны знать свои корни и свято чтить традиции своего народа – быт, обряды, праздники. Без прошлого нет будущего.
Дети в музее с удовольствием рассматривали предметы старины. Им рассказали, какие же сейчас существуют предметы, заменяющие предметы старины, чем они лучше и удобнее тех предметов.
Рассказала детям, что в Дмитровском районе живут люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, чеченцы, казахи, молдаване. Этим самым мы пробуждаем симпатии к детям других национальностей, которые есть и в нашем детском саду, в нашем городе.
Чувство Родины, родного края мы связываем с чувством материнства. «Родина – это мать моя». М. Пришвин.
Прививая любовь и уважение к маме, мы прививаем любовь к родному краю.
На занятиях и вне занятий дети рассказывают о маме, как они заботятся о ней, а мы им читаем стихи и рассказы о мамах.
Женщина – мать 1-й творец жизни, творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом.
Провожу игры с детьми, которые еще больше знакомят детей с родным краем.
Провела родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному краю». Сделали выставку детских работ и поделок родителей с памятными местами г. Дмитровска.
После экскурсий делали зарисовки об увиденном, составляли рассказы на занятиях.
У каждого человека есть уголок земли, к которому навечно привязан ты радостью любви. И где бы ты ни был, всегда будешь трепетно ждать встречи с ним, о котором можно сказать: И в саду смородина – это тоже Родина, Родина моя.
И когда то, через несколько лет наши дети, приехав домой издалека, скажут:
«Не могу я на вас наглядеться,
Дмитровские наши края.
Здесь неслышно прошло мое детство,
Здесь промчалась и юность моя».