Наталия Кадринова
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на примере чувашского компонента»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание»
Кадринова Наталия Николаевна
воспитатель ГБОУ ООШ д. Баландаево СП детский сад «Солнышко»
В декларации прав ребенка отмечается: что он должен воспитываться в духе взаимопонимании, терпимости, дружбы между народами мира и всеобщего воспитания.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на примере чувашского компонента“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Это означает, что уже с ранних лет содержание воспитания должно быть ориентировано на общие человеческие ценности на понимание различий расовых, национальных, между людьми.
В народе говорят: нет плохой нации, есть плохое воспитание.
Сегодня развитие нашего общества идет по пути сближения с другими странами мира.
Для людей открылись границы. И это реальность благоприятна для развития у детей межнациональной толерантности.
Любой житель планеты должен иметь свои корни, свою Родину, землю и культуру. Благодаря этому, он ощущает свою самобытность не похожих на других. И в то же время это предает ему чувство защищенности.
Коснусь немного своей группы: в нашем районе живут люди разной национальности: русские, чуваши, татары, мордва. В нашей деревне жители чувашской национальности.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с чувашской культурой. Как жили чувашские люди? Как отдыхали? Как они украшали свой быт?
Вот мы и решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для чувашского народного быта. Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.
Данное направление показало, насколько велик к этому интерес детей. Им интересно покачать в зыбке куклу, пользоваться ухватом вынимая горшки с русской печи. Предметы старинного быта собраны в «Школьном музее». Музей создан в 1970 г., инициатором которого стал Алексей Иванович Смирнов. 27 февраля 1976 году музею присвоено звание «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ».
В музее собраны предметы на разные темы:
- «Они сражались за Родину»;
- «История села»;
- «Национальные костюмы»;
- «Кузнечные изделия»;
- «Лыковые изделия»;
- «Старинные деньги»;
- «Предметы домашнего быта»;
- «Народные умельцы».
В музе создан интерьер «чувашской избы», сделана печь, деревянные лавки, поставлены чугунки, ухват, самовар, керосиновая лампа. Там есть деревянные ложки, веретено, лапти, расшитые полотенца, постельные принадлежности, рушники, чувашские костюмы, прялка, которой уже более ста лет.
Для воспитания в детях уважения к своим корням, культуре, традициям, обычаям села, района, края, страны мы часто посещаем школьный музей, читаем чувашские народные сказки, (где всегда добро побеждает зло, заучиваем пословицы и поговорки, рассказываем друг другу интересные смешные истории. Дети нашей группы свободно называют предметы «чувашской избы» - понимая смысл этого предмета. Знают, что печь - отапливала избу, что на ней сушили одежду, грибы, ягоды. Готовили еду. А горшочки с печи вынимали ухватом. Керосиновая лампа - освещала избу. На прялке – пряли пряжу, сматывали пряжу в клубочки, а из клубков пряжи – вязали одежду. И что самый лучший был подарок невесте на свадьбу - это прялка. Отец невесты заказывал прялку к свадьбе – у самого лучшего мастера по дереву, а также есть коромысло, что поможет детям объяснить и показать, как на Руси носили воду.
В музее есть ткацкий станок. На нем ткали полотно. Дети увидели как работает станок и узнали для чего нужен «челнок». Из полотна шили одежду и самотканые половики.
Знают дети и то, что «Не красна изба углами, красна пирогами»- это значит, что чувашский народ очень гостеприимный. На праздники накрывали столы, следуя поговорки: «Что есть в печи, на стол мечи». Чувашское национальное блюдо «Курник» (хуплу) и блюдо из мяса «Шартан», блины, квашеная капуста, всех гостей угощали квасом. В традиционном празднике «Уяв» и на сегодняшний день дети участвуют в данном празднике: водим хороводы, проводим различные игры. Знакомить детей с элементами культуры и быта других национальностей нужно – и даже важно, тем самым мы прививаем уважение к быту и культуре всех национальностей живущих на этой планете.
В любой стране живут люди разных рас и национальностей, но если они жители одной страны, то называют их по странам: в Японии – японцы, в Америке – американцы. А мы с вами живем - в России значит - мы Россияне.