Екатерина Некрасова
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико – ориентированный, познавательно - исследовательский
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников „Транспорт“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Актуальность. Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах. Если бы никто никуда не путешествовал, многие страны даже не были бы открыты. Сегодня миллионы людей по всему миру используют машины и другие виды транспорта, чтобы добраться на работу, в школу, или же за покупками. Для развития познавательного интереса дошкольников важно показать детям эволюцию технического прогресса, в частности транспорта. В процессе реализации данного проекта созданы условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, чтобы дошкольники сами могли получить знания об истории создания и техническим требованиям к транспорту. Лучшим средством для этого послужит конструктивно – продуктивная деятельность с использованием конструкторов нового поколения – полидрон. В процессе конструкторской деятельности формируются обобщенные представления, дети познают, что множество предметов в окружающей действительности составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: водный, наземный, воздушный транспорт. «Полидрон» - конструктор, который используется для плоскостного и объёмного конструирования. Оригинальная конструкция набора позволяет легко крепить детали друг к другу, благодаря чему дети могут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных геометрических фигур, создавать объёмные технические модели транспортных средств и использовать их в игровых ситуациях в повседневной жизни.
В ходе реализации проекта дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В данном проекте дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие конструктивных способностей и технического мышления активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Цель проекта : Способствовать активному формированию конструктивных способностей и технического мышления. Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.
Задачи:
- расширить представления детей об истории транспорта, практиковать умение классифицировать транспортные объекты : наземный, водный, воздушный.
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике, в чтении и написание элементарных схем.
- учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
- учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
- продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
- осуществлять анализ и оценку проделанной работы.
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Адаптация конструкторов «нового поколения» в образовательный процесс ДОУ для детей 3 – 7 лет.
Кадровое обеспечение проекта :
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по теме;
- Просмотр открытых занятий, мастер классов по техническому конструированию с использованием конструкторов «нового поколения»;
- Презентация опыта работы МБДОУ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
- Педагогическое просвещение родителей по средством круглых столов, мастер-классов, семинаров, открытых занятий.
Мониторинг эффективности реализации инновационного проекта : систематизация, обобщение опыта, структурирование полученных результатов;
- анкетирование родителей;
- выпуск методических материалов по работе с конструкторами «нового поколения»;
- формирование отчета о результатах работы инновационного проекта;
- определение перспектив дальнейшего развития в заданном направлении.
Сроки реализации проекта : с 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительно-проектировочный : сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
2 этап – практический: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
3 этап – контрольно-аналитический: май - 2024 г.
Наборы конструкторов предназначены как для коллективной (подгрупповой, групповой) работы на занятиях, так и для использования в свободной деятельности дошкольников в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей. В МБДОУ созданы условия, способствующие освоению детьми первоначальных технических знаний, развитию интеллектуальных, творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты:
- Устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
-Овладение умением правильно «Читать инструкции», мысленно переводить объёмные предметы, части детали в плоскостные и наоборот;
-Широкое использование разных видов конструктора Полидрон, соединяя друг с другом, создавая из них конструкции, как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои;
- Развить интерес к конструированию. Анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение;
- Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость);
-Преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции;
-Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету;
- Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри);
-Строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам, разбираться в несложных планах;
-Создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу;
- Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами;
-Обыгрывать сооружения, объединяться в играх.
Принципы реализации проекта :
доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала;
систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого, к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
дифференциация:
- создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Формы работы с детьми:
Совместная деятельность (осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов) :
Индивидуальная (ребенок выполняет задание воспитателя. Например: построй домик для своего питомца);
Групповая (индивидуально-коллективная). Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе ООД (дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию подгруппами)
Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников.
Дети 5-6 лет- 25 мин.
Дети 6-7 лет – 30 мин.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, либо представлены задания интеллектуального плана. Опытно- экспериментальная деятельность, разнообразные игры, изобразительную деятельность. Совместная деятельность педагога и детей направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Самостоятельная деятельность (дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации). Совместная деятельность (осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов) :
Индивидуальная (ребенок выполняет задание воспитателя. Например: построй домик для своего питомца);
Групповая (индивидуально-коллективная). Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе ООД (дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию подгруппами);
Самостоятельная деятельность (дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации).
Работы каждого блока оформляется выставкой детских работ. Как итог и закрепления материала каждого раздела, является конструирования из магнитного конструктора или полидрона Гигант по инструкции, по собственному замыслу опираясь на основные составляющие, зарисовка чертежей-схем в инженерной книги этапов изготовление.
Этапы реализации проекта.
этапы содержание работы участники
I этап –
информационно – подготовительный. Обдумывание идеи проекта, сбор информации,материала для реализации идеи, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Воспитатели, родители.
II этап –
поисковый этап Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы, вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель»)
Сбор «банка идей» для определения формата постройки.
Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста
III основной этап –
практический 1. Знакомство с историей возникновения и эволюции наземного транспорта (ОД, презентации, познавательные мультфильмы, создание «ленты времени» и. т. д.). Проектирование плана создания моделей наземного транспорта прошлого и современности. Практическое создание транспортных моделей с использованием инженерной книги.
2. Знакомство с историей возникновение и эволюцией водного транспорта (ОД, презентации, познавательные мультфильмы, создание «ленты времени» и. т. д.) Проектирование плана создания моделей водного транспорта прошлого и современности. Практическое создание транспортных моделей с использованием инженерной книги.
3. Знакомство с историей возникновения и эволюцией воздушного транспорта (ОД, презентации, познавательные мультфильмы, создание «ленты времени» и. т. д.) Проектирование плана создания моделей воздушного транспорта прошлого и современности. Практическое создание транспортных моделей с использованием инженерной книги. Педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста
IV этап –
заключительный Коллективные групповые разработки транспорта будущего.
Парад моделей «Транспорт будущего» Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста
Результат проектной деятельности Сборник инженерных книг для постройки разных видов транспорта.
Фотоальбом детских моделей.
Отчёт о реализации проекта на сайте ДОУ Педагоги старших групп ДОУ