Приложение МААМ

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Транспорт»

Екатерина Некрасова
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : практико – ориентированный, познавательно - исследовательский

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников „Транспорт“» размещена в разделах

Актуальность. Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах. Если бы никто никуда не путешествовал, многие страны даже не были бы открыты. Сегодня миллионы людей по всему миру используют машины и другие виды транспорта, чтобы добраться на работу, в школу, или же за покупками. Для развития познавательного интереса дошкольников важно показать детям эволюцию технического прогресса, в частности транспорта. В процессе реализации данного проекта созданы условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, чтобы дошкольники сами могли получить знания об истории создания и техническим требованиям к транспорту. Лучшим средством для этого послужит конструктивно – продуктивная деятельность с использованием конструкторов нового поколения – полидрон. В процессе конструкторской деятельности формируются обобщенные представления, дети познают, что множество предметов в окружающей действительности составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: водный, наземный, воздушный транспорт. «Полидрон» - конструктор, который используется для плоскостного и объёмного конструирования. Оригинальная конструкция набора позволяет легко крепить детали друг к другу, благодаря чему дети могут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных геометрических фигур, создавать объёмные технические модели транспортных средств и использовать их в игровых ситуациях в повседневной жизни.

В ходе реализации проекта дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В данном проекте дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие конструктивных способностей и технического мышления активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.

Цель проекта : Способствовать активному формированию конструктивных способностей и технического мышления. Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Задачи:

- расширить представления детей об истории транспорта, практиковать умение классифицировать транспортные объекты : наземный, водный, воздушный.

- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике, в чтении и написание элементарных схем.

- учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

- учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.

- продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

- осуществлять анализ и оценку проделанной работы.

- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Адаптация конструкторов «нового поколения» в образовательный процесс ДОУ для детей 3 – 7 лет.

Кадровое обеспечение проекта :

- Повышение профессиональной компетенции педагогов по теме;

- Просмотр открытых занятий, мастер классов по техническому конструированию с использованием конструкторов «нового поколения»;

- Презентация опыта работы МБДОУ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;

- Педагогическое просвещение родителей по средством круглых столов, мастер-классов, семинаров, открытых занятий.

Мониторинг эффективности реализации инновационного проекта : систематизация, обобщение опыта, структурирование полученных результатов;

- анкетирование родителей;

- выпуск методических материалов по работе с конструкторами «нового поколения»;

- формирование отчета о результатах работы инновационного проекта;

- определение перспектив дальнейшего развития в заданном направлении.

Сроки реализации проекта : с 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительно-проектировочный : сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

2 этап – практический: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

3 этап – контрольно-аналитический: май - 2024 г.

Наборы конструкторов предназначены как для коллективной (подгрупповой, групповой) работы на занятиях, так и для использования в свободной деятельности дошкольников в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей. В МБДОУ созданы условия, способствующие освоению детьми первоначальных технических знаний, развитию интеллектуальных, творческих способностей детей.

Ожидаемые результаты:

- Устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

-Овладение умением правильно «Читать инструкции», мысленно переводить объёмные предметы, части детали в плоскостные и наоборот;

-Широкое использование разных видов конструктора Полидрон, соединяя друг с другом, создавая из них конструкции, как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои;

- Развить интерес к конструированию. Анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение;

- Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость);

-Преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции;

-Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету;

- Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри);

-Строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам, разбираться в несложных планах;

-Создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу;

- Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами;

-Обыгрывать сооружения, объединяться в играх.

Принципы реализации проекта :

доступность:

- учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала;

систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого, к сложному;

- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

динамичность:

- интеграция проекта в разные виды деятельности

дифференциация:

- создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Формы работы с детьми:

Совместная деятельность (осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов) :

Индивидуальная (ребенок выполняет задание воспитателя. Например: построй домик для своего питомца);

Групповая (индивидуально-коллективная). Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе ООД (дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию подгруппами)

Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников.

Дети 5-6 лет- 25 мин.

Дети 6-7 лет – 30 мин.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, либо представлены задания интеллектуального плана. Опытно- экспериментальная деятельность, разнообразные игры, изобразительную деятельность. Совместная деятельность педагога и детей направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

Самостоятельная деятельность (дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации). Совместная деятельность (осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов) :

Индивидуальная (ребенок выполняет задание воспитателя. Например: построй домик для своего питомца);

Групповая (индивидуально-коллективная). Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе ООД (дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию подгруппами);

Самостоятельная деятельность (дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации).

Работы каждого блока оформляется выставкой детских работ. Как итог и закрепления материала каждого раздела, является конструирования из магнитного конструктора или полидрона Гигант по инструкции, по собственному замыслу опираясь на основные составляющие, зарисовка чертежей-схем в инженерной книги этапов изготовление.

Этапы реализации проекта.

этапы содержание работы участники

I этап –

информационно – подготовительный. Обдумывание идеи проекта, сбор информации,материала для реализации идеи, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Воспитатели, родители.

II этап –

поисковый этап Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы, вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель»)

Сбор «банка идей» для определения формата постройки.

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста

III основной этап –

практический 1. Знакомство с историей возникновения и эволюции наземного транспорта (ОД, презентации, познавательные мультфильмы, создание «ленты времени» и. т. д.). Проектирование плана создания моделей наземного транспорта прошлого и современности. Практическое создание транспортных моделей с использованием инженерной книги.

2. Знакомство с историей возникновение и эволюцией водного транспорта (ОД, презентации, познавательные мультфильмы, создание «ленты времени» и. т. д.) Проектирование плана создания моделей водного транспорта прошлого и современности. Практическое создание транспортных моделей с использованием инженерной книги.

3. Знакомство с историей возникновения и эволюцией воздушного транспорта (ОД, презентации, познавательные мультфильмы, создание «ленты времени» и. т. д.) Проектирование плана создания моделей воздушного транспорта прошлого и современности. Практическое создание транспортных моделей с использованием инженерной книги. Педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста

IV этап –

заключительный Коллективные групповые разработки транспорта будущего.

Парад моделей «Транспорт будущего» Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста

Результат проектной деятельности Сборник инженерных книг для постройки разных видов транспорта.

Фотоальбом детских моделей.

Отчёт о реализации проекта на сайте ДОУ Педагоги старших групп ДОУ

Публикации по теме:

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мебель»Познавательно-исследовательский проект «Мебель» Проект «Мебель» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель группы Петрушина.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Транспорт»
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 12:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Транспорт»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Некрасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД