Наталья Шевчук
Проект «Этот удивительный космос» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках тематической недели «Космические просторы» с 12.04. по 16.04, с детьми подготовительной к школе группы «Солнышко» осуществляется проект на тему : «Этот удивительный космос».
Продолжительность проекта : краткосрочный (май - апрель).
Тип проекта : познавательно-практический.
Публикация «Проект „Этот удивительный космос“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность.
Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Согласно ФГОС ДО одна из образовательных областей – «Познавательное развитие» - предполагает формирование у детей первичных представлений об Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, традициях, праздниках.
Необходимым стало обогащение внутреннего мира детей знаниями о героическом прошлом и настоящем родной страны, расширение горизонтов познания, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и креативности мышления через ознакомление изучение истории космонавтики.
Одним из важных этапов познавательного развития дошкольников является знакомство с понятием «планета Земля». На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, желание узнать больше о её месте в космосе, сформировать представления детей о роли человека в изучении и освоении космоса.
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, внесших большой вклад в изучение космоса. Поэтому работа в этом направлении – это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения учёных и космонавтов.
С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос?
Более эффективным на мой взгляд является технология «Метод проектов», так как именно проектная деятельность направлена на развитие личностных ресурсов ребёнка, познавательной активности, творческих способностей и ведущих психических качеств. Она обеспечивает комфортные, безопасные условия развития личности, способствует реализации её природного потенциала.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект : Зачем люди изучают Вселенную?
Цель проекта : развитие познавательных интересов к отечественной космонавтики, формирование социально-нравственных черт личности, стремления быть похожими на героев своей страны.
Задачи проекта.
Для детей:
- формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей в Солнечной системе;
- дать представления о достижении России в освоении космоса;
- подчеркнуть значение освоения космоса для человечества;
- приобщать дошкольников к культурно-историческим и нравственно-патриотическим ценностям родной страны;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей);
- воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям;
-воспитывать в каждом ребёнке социально активную личность.
Для педагогов:
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- развивать интерес к теме через различные виды деятельности;
- установить доброжелательные взаимоотношения с родителями в процессе реализации проекта;
- провести рефлексивную контрольно-оценочную деятельность через анкетирование и опросники детей и родителей.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребёнка через различные формы работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях;
- способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Продукты проекта :
Для детей:
- составление рассказов о космосе;
- конструирование космических кораблей;
- лепка «Пришельцы с другой планеты»;
- разгадывание ребусов, загадок, кросвордов о космосе;
- проведение опытов и экспериментов «Свойства воды», «Свойства воздуха»;
- изготовление макета «Звёздное небо».
Для педагогов:
- разработка тематического проекта «Этот удивительный космос»;
- подбор и выставка книг о космосе;
- подготовка консультаций для родителей.
Для родителей:
- выставка поделок, выполненных детьми в совместной с родителями деятельности на тему «Космический корабль», «Привет, Лунатики»;
- участие в акции «Спасём планету от мусора!»
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
- сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
- проявление чувства гордости за достижения в отечественной космонавтики;
- освоение доступных знаний о космосе;
- повышение познавательной активности.
Для педагогов:
- распространение педагогического опыта;
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Для родителей:
- установление партнёрских отношений в совместной организации жизни группы;
- обмен опытом семейного воспитания;
- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Развитие интегративных качеств:
«Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный
Действия педагогов:
Сбор информации по теме «Космос». Подбор детской литературы, иллюстраций. подготовка консультаций, мероприятий для родителей.
Введение в игровую ситуацию. Формулировка проблемы. Определение задач. Популяризация полученной ранее информации.
Содержание деятельности:
Выяснение проблемы, составление плана основного этапа проекта.
Сроки реализации: апрель, 2021.
2 этап - Деятельностный
Действия педагогов:
Организация работы над проектом. Организованная познавательная, игровая, творческая деятельность детей.
Оказание практической помощи.
Подготовка необходимых рекомендаций.
Содержание деятельности:
Совместная и самостоятельная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах.
Сроки реализации: апрель-май, 2021.
3 этап - Завершающий (творческий)
Действия педагогов:
Подготовка совместной выставки, презентации.
Проведение рефлексивной контрольно-оценочной деятельности через анкетирование и опросник детей и родителей.
Содержание деятельности:
Выставка творческих работ «Этот удивительный космос». Презентация проекта «Звёздное небо». Проведение рефлексии деятельности и эмоционального настроения.
Сроки реализации: апрель-май, 2021.
Содержание реализации проекта :
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности
Игровая:
С. р. игры «Исследователи новой планеты», «Космодром», «Юные исследователи космоса», «Приглашаем в космическое путешествие».
Д. игры: «Найди ошибку»; «Звёзды на небе», «Сложи по порядку», «Чего не стало?», «Когда это бывает?», «Какое время года?», «Найди лишнее».
Конструктивные игры: «Ракета», «Космодром», «Космический транспорт».
Досуг: «Солнечный круг»; спортивный досуг: «Большое космическое путешествие»; развлечение: «Юные космонавты»; экологический досуг «Земля – наш дои родной».
Коммуникативная, чтение художественной литературы:
К. Булычев «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли»; Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»; «русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович»; сказка народов Сибири «Небесный олень»; П. В. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»; А. Томин «Как люди открывали Землю»; рассказ «Кто первым догадался, что Земля – шар?»; Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»; В. Бианки «Синичкин календарь», К. Ушинский «Четыре желания»; В. Танасийчук «Удивительная прогулка»; Т. Шорыгина «Зелёные сказки».
Познавательные ситуативные беседы:
«Неизвестная вселенная», «Планеты Солнечной системы», «Сколько звёзд на небе?», «Первооткрыватели космоса», «Почему бывает день и ночь, лето и зима?», «Земля – планета на которой мы живём». Эвристическая беседа: «Земля – какая она?»
Познавательно-исследовательская.
Наблюдения: за небом; за луной; «Путь Солнца по небосводу»; за частями суток (смена, длительность); «Что необходимо для жизни на земле» (свет, тепло, вода, воздух, притяжение Земли).
Целевая прогулка к памятнику лётчика-космонавта Елисеева А. С.
Опыты, эксперименты, исследования, моделирование: «Свойства воды»; «Свойства воздуха»; «Звёзды светят постоянно»; эксперимент с глобусом и лампой; «Почему всё падает на Землю?»
Моделирование: «Космические корабли»; «Солнечные часы».
Продуктивная:
Рисование: «Звёздная фантазия»; «Среди планет»; «Созвездия» (по замыслу детей); «Времена года» (рисование с прослушиванием произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди).
Создание плаката: «Защитим Землю».
Оригами: «Космонавт».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Лепка:
«Привет, Лунатики»;
Оформление макета звёздного неба.
Музыка:
Слушание песен о космосе и космонавтах;
слушание «Космической музыки».
Прослушивание произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года».
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды:
Рассматривание иллюстраций о космосе, фотографий лётчиков-космонавтов, обмен эмоциями.
Рассматривание иллюстраций к книгам: «Атлас Земли», «Географический атлас для детей», Л. Радловой «Астрономия в картинках».
Придумывание и рисование собственных иллюстраций.
Организация сюжетно-ролевых игр.
Составление загадок.
Придумывание движений к музыкальному произведению «Пришельцы из космоса».
Взаимодействие с родителями:
Сочинение с родителями сказок «Космические сны»;
Рассказ о лётчиках-космонавтах, о Российских учёных, которые стояли у истоков космонавтики (Королёве, Циолковском).
Изготовление совместно с детьми поделок на тему: «Космические корабли», «Привет, Лунатики».
Предположительное завершение творческого этапа:
В процессе осуществления проекта позволит ребёнку погрузится в мир элементарных научных знаний о планете Земля в космосе. В ходе проекта полученные знания, дети будут использовать в других сферах деятельности. Пополнится словарный запас.
Родители вместе с детьми проявят фантазию в творческой деятельности, изготовят макеты космических кораблей и космических пришельцев, для организации выставки творческих работ.
У воспитанников сформируется чувство гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.
Рефлексия деятельности: «Метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я порадовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние? Как моя деятельность повлияла на моё собственное здоровье?
На завершающем этапе продуктом проектной деятельности станет созданная совместно взрослыми и детьми модель «Звездного неба». Воспитанники проявят знания и умения в её презентации.